При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методическая разработка социально-педагогического занятия «Спешите делать добро!»
Автор: Мухина Е.В., Педагог
Цель: способствовать формированию нравственных качеств «доброта» и «вежливость»
Задачи:
Оборудование:
Место проведения: комната для занятий ГКУ «СРЦН «Вера»
Ведущий: Социальный педагог
Участники: воспитанники учреждения в возрасте 7-10 лет.
Время проведения: 30 минут.
I. Организационный момент.
Воспитанники садятся за столы, заранее расставленные в круг;
Приветствие.
П.: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! – Мы скажем человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
П.: Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.
II. Мотивационно-ориентировочный этап
П.: Вспомните, о чем шла речь на предыдущих занятиях?
Д.: О том, каким должен быть воспитанный человек.
П.: Сегодня мы продолжим говорить о воспитанности. А то, чему будет посвящено сегодняшнее занятие, вы поймете, если внимательно прослушаете стихотворение.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой, вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
П.: Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Д.: (примерные ответы детей)
-О доброте;
-О том, что надо совершать добрые поступки;
-Делать добрые дела.
П.: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о таких качествах воспитанного человека, как «доброта» и «вежливость».
III.Основной этап
1.Обсуждение понятий «доброта», «вежливость».
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
П.: Ребята, как вы понимаете слово «доброта»?
Д.: - Это когда с добротой относишься к окружающим
- Делаешь добрые дела для других
П.: Правильно. А как объяснить слово «вежливость»?
Д.: - Когда уважаешь другого человека
-Относишься к человеку доброжелательно
П.: Правильно. А сейчас давайте обратимся к толковым словарям (демонстрация словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля) и узнаем значения этих слов.
Чтение детьми понятий по словарям.
П.: Помните, что доброта и вежливость вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Так надо жить каждому из нас.
П.: А теперь поговорим о доброте.
П.: А давайте-ка, вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах?
Ответы детей
Д.: Доброе слово и кошке приятно
- Доброе слово лечит, а злое калечит
П.: Правильно. А теперь я даю каждому из вас набор карточек со словами, из которых вы должны составить пословицу. Время для составления – пока звучит мелодия.
П.: Молодцы. Вы все справились с этим заданием
Каждый из детей зачитывает получившуюся пословицу, а педагог размещает их на магнитной доске.
П.: А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Ответы детей.
П.: Итак, чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.
О доброте мы поговорили, давайте поговорим о вежливости.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVIв. «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
П.: А какие правила приличия вы знаете?
Дети говорят, а педагог выписывает их на доску
Д.: - не причиняет другому человеку неприятностей и обид.
- всегда здоровается и прощается.
- не отвечает грубостью на грубость.
- приветлив и внимателен к другим.
П.: А вы часто следуете этим правилам? попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо».
Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливо это или нет? Если вежливо, то вы поднимаете зеленую карточку, а если нет красную.
П.:
П.: Спасибо. Вы хорошо справились с заданием.
П.: А что еще, кроме правил приличия, отличает вежливого человека?
Д.: Употребление в речи волшебных слов.
П.: А какие вежливые слова вы знаете?
Дети перечисляют, а педагог записывает на доске.
Д.:
- Спасибо
- Пожалуйста
- Будьте добры
- Будьте здоровы
- Здравствуйте
- До свидания
П.: А для чего нужны вежливые слова?
Д.: -для приветствия
- прощания
- благодарности
- просьбы
П.: Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
П.: Но не только слова должны быть вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть.
Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций, герои которых были невежливы.
Как в этой ситуации поступил бы вежливый человек?
П.: 1. Мальчик крикнул прохожему:
- Скажите, сколько сейчас часов?
Д.: - Нужно было подойти к прохожему, поздороваться и спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
П.: 2. Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчишка зовет меня Галька.
- А как ты его зовешь, - спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Д.: Люди должны обращаться друг к другу вежливо, называя по имени.
П.: 3. Вошел мальчик в автобус и скорее сел на свободное место.
Д.: Нужно убедиться, что вокруг нет пожилых людей, больных людей, пассажиров с маленькими детьми, которым нужно уступить место.
П.: 4. В автобусе много людей. Вове нужно пройти к выходу. Он стал расталкивать всех и говорить: «Пустите».
Д.: Вова должен был попросить пропустить его к выходу, и сказать «Разрешите, пожалуйста, пройти»
П.: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Так должен поступать воспитанный человек.
IV. Рефлексия
П.: О каких важных качествах воспитанного человека мы говорили на этом занятии?
Д.: - Вежливость
- Доброта
П.: Какие выводы вы сделали для себя?
Д.: - Нужно быть добрыми и вежливыми по отношению к окружающим.
- Совершать добрые дела и поступки.
П.: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей.
Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Я уверена, что в ваших сердцах добра станет немного больше, что вы станете более бережно относится не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете оставаться равнодушными к чужой беде.
П.: Спасибо за работу. Хочу занятие завершить стихотворением С.Я. Маршака.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.