Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Методическая разработка социально-педагогического занятия «Спешите делать добро!»

Программы, статьи

Методическая разработка социально-педагогического занятия «Спешите делать добро!»

Автор: Мухина Е.В., Педагог

Цель:  способствовать    формированию  нравственных  качеств  «доброта»  и  «вежливость»

Задачи: 

  • познакомить  с  понятиями  «доброта»  и  «вежливость»; 
  • расширить  уровень  представлений  о  качествах  воспитанного  человека;
  • воспитывать    позитивное    отношение  к  добрым  делам  и  поступкам;
  • развивать  речь,  обогащать  словарный  запас.

Оборудование:

  • магнитная  доска
  • фломастеры
  • магнитофон
  • диски  с  записями  музыки
  • разрезанные  карточки  с  поговорками,
  • карточки  со  словами  «вежливость»,  «доброта»
  • карточки  с  ситуациям
  • сигнальные  карточки  со  словами  «вежливо»  ,«невежливо»

Место  проведения:  комната  для  занятий  ГКУ  «СРЦН  «Вера»

Ведущий:  Социальный  педагог

Участники:  воспитанники  учреждения  в  возрасте  7-10  лет.

Время  проведения:  30  минут.

 

I.  Организационный  момент.

Воспитанники  садятся  за  столы,  заранее  расставленные  в  круг;

Приветствие.

П.:  Здравствуйте,  ребята!

Здравствуйте!  –  Мы  скажем  человеку

Здравствуй!  –  Улыбнется  он  в  ответ

И,  наверно,

Не  пойдет  в  аптеку

И  здоровым  будет  много  лет.

П.:  Я  рада  вас  видеть  на  сегодняшнем  занятии.

 

II. Мотивационно-ориентировочный  этап

П.:  Вспомните,  о  чем  шла  речь  на  предыдущих  занятиях?

Д.:  О  том,  каким  должен  быть  воспитанный  человек.

П.:  Сегодня  мы    продолжим  говорить  о  воспитанности.  А  то,  чему  будет  посвящено  сегодняшнее  занятие,  вы  поймете,  если  внимательно  прослушаете  стихотворение. 

Ежели  вы  вежливы  в  душе,  а  не  для  виду,

В  автобус  вы  поможете  взобраться  инвалиду.

 

И  ежели  вы  вежливы,  то,  сидя  на  уроке,

Не  будете  с  товарищем  трещать,  как  две  сороки.

 

И  ежели  вы  вежливы,  то  в  разговоре  с  тетей,

И  с  бабушкой,  и  с  дедушкой,  вы  их  не  перебьете.

 

И  ежели  вы  вежливы,  поможете  вы  маме,

И  помощь  ей  предложите  без  просьбы  –  то  есть  сами.

 

И  ежели  вы  вежливы,  тому,  кто  послабее,

Вы  будете  защитником,  пред сильным  не  робея.

П.:  Как  вы  думаете,  ребята,  так    о  чем  мы  будем  говорить    на  сегодняшнем  занятии?

Д.:  (примерные  ответы  детей)

-О  доброте; 

-О  том,  что  надо  совершать  добрые  поступки;

-Делать  добрые  дела.

П.:  Правильно,  ребята.  Сегодня  мы  поговорим  о  таких  качествах  воспитанного  человека,  как  «доброта»  и  «вежливость».

 

III.Основной  этап

1.Обсуждение  понятий  «доброта»,  «вежливость».

Давайте  поклоняться  доброте!

Давайте  с  думой  жить  о  доброте:

Вся  в  голубой  и  звездной  красоте,

Земля  добра,  она  дарит  нас  хлебом,

Живой  водой  и  деревом  в  цвету.

Под  этим  вечно  неспокойным  небом

Давайте  воевать  за  доброту!

П.:  Ребята,  как  вы  понимаете  слово  «доброта»?

Д.:  -  Это  когда  с  добротой  относишься  к  окружающим

-  Делаешь  добрые  дела  для  других

П.:  Правильно.  А  как  объяснить  слово  «вежливость»?

Д.:  -  Когда  уважаешь  другого  человека

-Относишься  к  человеку  доброжелательно

П.:  Правильно.  А  сейчас  давайте  обратимся  к  толковым  словарям  (демонстрация  словарей  С.И.  Ожегова  и  В.И.  Даля)  и  узнаем  значения  этих  слов. 

Чтение  детьми  понятий  по  словарям.

П.:  Помните,  что  доброта  и  вежливость  вырабатывались  человечеством  в  течение  столетий  для  того,  чтобы  всем  было  легче  жить,  общаться  друг  с  другом,  чтобы  это  общение  приносило  радость.  Так  надо  жить  каждому  из  нас.

П.:  А  теперь  поговорим  о  доброте.

П.:    А  давайте-ка,  вспомним,  какие  пословицы  и  поговорки  о  доброте  и  добрых  делах?

Ответы  детей

Д.:  Доброе  слово  и  кошке  приятно

-  Доброе  слово  лечит,  а  злое  калечит

П.:  Правильно.  А  теперь  я  даю  каждому  из  вас  набор  карточек  со  словами,  из  которых  вы  должны  составить  пословицу.  Время  для  составления  –  пока  звучит  мелодия.

  • Доброе  слово  лечит,  а  злое  калечит.
  • Добрая  слава  лежит,  а  худая  бежит.
  • Про  доброе  дело  говори  смело.
  • Жизнь  дана  на  добрые  дела.
  • Ласковое  слово  лучше  мягкого  пирога.
  • Худо  тому,  кто  добра  не  делает  никому.

П.:  Молодцы.  Вы  все  справились  с  этим  заданием

Каждый  из  детей  зачитывает  получившуюся  пословицу,  а  педагог  размещает  их    на  магнитной  доске.

П.:  А  как  вы  понимаете  смысл  этих  пословиц?

Ответы  детей.

П.:    Итак,  чтобы  радость  людям  дарить,  нужно  добрым  и  вежливым  быть.

О  доброте  мы  поговорили,  давайте  поговорим  о  вежливости. 

Вежливость  –  одно  из  важнейших  качеств  воспитанного  человека.  До  XVIв.  «вежа»  означало  «знаток»,  -  тот,  кто  знает  правила  приличия,  формы  выражения  доброго  отношения  к  людям.

П.:  А  какие  правила  приличия    вы  знаете?

Дети  говорят,  а  педагог  выписывает  их  на  доску

Д.:    -  не  причиняет  другому  человеку  неприятностей  и  обид.

-  всегда  здоровается  и  прощается.

-  не  отвечает  грубостью  на  грубость.

-  приветлив  и  внимателен  к  другим.

П.:  А  вы  часто  следуете  этим  правилам?    попробуем  определить,  какие  вы  знатоки  правил  вежливости.  Для  этого  поиграем  в  игру  «Вежливо  –  невежливо». 

Я  буду  называть  ситуацию,  а  вы  должны  определить,  вежливо  это    или  нет?  Если  вежливо,  то  вы  поднимаете  зеленую  карточку,  а  если  нет  красную.

П.:

  • Поздороваться  при  встрече 
  • Толкнуть  и  не  извиниться 
  • Помочь  подняться. 
  • Поднять  упавшую  вещь. 
  • Не  встать,  обращаясь  к  учителю. 
  • Взять  билет  в  автобусе 
  • Не  уступить  место  пожилому  человеку 

П.:    Спасибо.  Вы  хорошо  справились  с  заданием.

П.:  А  что  еще,  кроме  правил  приличия,  отличает  вежливого  человека?

Д.:  Употребление  в  речи  волшебных  слов.

П.:  А  какие  вежливые  слова  вы  знаете?

Дети  перечисляют,  а  педагог  записывает  на  доске.

Д.: 

-  Спасибо

-  Пожалуйста

-  Будьте  добры

-  Будьте  здоровы

-  Здравствуйте

-  До  свидания

П.:  А  для  чего  нужны  вежливые  слова?

Д.:  -для  приветствия

-  прощания

-  благодарности

-  просьбы

П.:  Ах,  как  нам  добрые  слова  нужны!

Не  раз  мы  в  этом  убедились  сами,

А  может  не  слова  –  дела  важны?

Дела  –  делами,  а  слова  –  словами.

П.:  Но  не  только  слова  должны  быть  вежливыми,  но  и  поступки  должны  быть  такими,  чтобы  за  них  не  приходилось  краснеть.

Сейчас  мы  рассмотрим  несколько  ситуаций,  герои  которых  были  невежливы. 

Как  в  этой  ситуации  поступил  бы  вежливый  человек?

П.:    1.    Мальчик  крикнул  прохожему:

-  Скажите,  сколько  сейчас  часов?

Д.:  -  Нужно  было  подойти  к  прохожему,  поздороваться  и  спросить:  «Скажите,  пожалуйста,  который  час?»

П.:    2.    Одна  девочка  жаловалась  маме:

-  Во  дворе  один  мальчишка  зовет  меня  Галька.

-  А  как  ты  его  зовешь,  -  спросила  мама.

-  Я  ему  просто  кричу:  «Эй,  ты!»

Д.:  Люди  должны  обращаться  друг  к  другу  вежливо,  называя  по  имени.

П.:  3.    Вошел  мальчик  в  автобус  и  скорее  сел  на  свободное  место. 

Д.:    Нужно  убедиться,  что  вокруг  нет  пожилых  людей,  больных  людей,  пассажиров  с  маленькими  детьми,    которым  нужно  уступить  место. 

П.:  4.      В  автобусе  много  людей.  Вове  нужно  пройти  к  выходу.  Он  стал  расталкивать  всех  и  говорить:  «Пустите».

Д.:  Вова  должен  был  попросить  пропустить  его  к  выходу,  и  сказать  «Разрешите,  пожалуйста,    пройти»

 

П.:  Молодцы,  ребята.  Вы  отлично  справились  с  заданием.  Так  должен  поступать  воспитанный  человек.

 

IV.  Рефлексия

П.:  О  каких  важных  качествах  воспитанного    человека  мы  говорили  на  этом    занятии?

Д.:  -  Вежливость 

-  Доброта

П.:  Какие  выводы  вы  сделали  для  себя?

Д.:  -  Нужно  быть  добрыми  и  вежливыми  по  отношению  к  окружающим.

-  Совершать  добрые  дела  и  поступки.

П.:  Мы  должны  помнить,  что  добрые  поступки  всегда  вознаграждаются  добрым  отношением  к  нам  родных,  близких  и  совсем  незнакомых  людей.

Давайте  дарить  добро  людям  и  природе,  и  нам  всем  вместе  будет  жить  лучше.  Я  уверена,  что  в  ваших  сердцах  добра  станет  немного  больше,  что  вы  станете  более  бережно  относится  не  только  к  близким,  но  и  ко  всему  живому.  Вы  не  станете  оставаться  равнодушными  к  чужой  беде.

П.:  Спасибо  за  работу.  Хочу  занятие    завершить  стихотворением  С.Я.  Маршака.

  Хочется  мне  попрощаться,

    Пожелав  при  этом  вам,

    Чтобы  добрыми  вы  были,

    Слов  волшебных  не  забыли,

    Чтобы  добрыми  словами 

    Говорили  вы  с  друзьями.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ