Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Травля в детском коллективе

Программы, статьи

Травля в детском коллективе

Автор: Мищенкова Т.И., Воспитатель

Многие взрослые считают, что травля – естественна среди детей, что тот, кто подвергается ей, сам виноват. И ничего особенного в ней нет, подразнят и перестанут. Но такое понятие крайне ошибочно.

Что же такое травля?

Травля — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют несколько видов травли:

  • вербальная (словесная) — насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
  • социальное исключение — бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);
  • физическое насилие — избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.

У травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями ровесников, поведением взрослых), так и с личностными особенностями самих детей, включенных в ситуацию травли.

Как возникает травля?

«Прежде всего, травля — явление возрастное. В определенном возрасте (11-12 лет) у ребенка возникает необходимость осознать себя через противопоставление другим. Появляется желание принадлежать к чему-то большему и жизненно необходимо чувство групповой сплоченности. И если одних сплачивает общее дело и интерес — кружок экологов, археологов, журналистов (и потому в таких коллективах травля крайне редкое явление), то в школе или летнем лагере, где дети просто собраны вместе, травля возникает довольно часто. Здесь нет ни общей цели, ни идеи, потому рано или поздно случается открытие: оказывается, можно сплотиться против кого-то».

Как правило, в травле участвуют дети, неуверенные в себе, чье мнение зависит от мнения окружающих. Такие дети панически боятся, что кто-то обратит внимание на их недостатки.

Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает грамотная позиция взрослого, руководителя детского коллектива. Ведь до подросткового возраста дети ориентируются, в первую очередь, на авторитет взрослого. И если он не приемлет травли, ее не будет. Порой сами взрослые невольно задают ситуацию травли среди детей, например, невзлюбив какого-то ребенка, или считая эмоциональное насилие способом удержания детей в подчинении. В большинстве случаев травлю можно прекратить. Главное, не усугублять ситуацию.

С травлей надо бороться. Но бороться не с конкретными детьми, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно бороться с правилами игры, по которым «сильный имеет право бить слабого».

Продолжение следует…

 

По материалам сайта www.vetkaivi.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ