Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Методы работы с замещающей семьей

Программы, статьи

Методы работы с замещающей семьей

Автор: Короткова Александра Владимировна, Методист

При сопровождении приемной семьи для успешной социализации и защиты прав и интересов очень важно не только осуществлять контроль, но и постоянную поддержку семьи, принявшей ребенка. Для этого используются следующие методы в работе с такими семьями:

  • консультирование,
  • «Школа замещающих (приемных) родителей»,
  • клубная форма работы,
  • творческие мастерские,
  • социальное сопровождение.

Консультирование

Применяется для передачи первичной юридической, административной, медицинской, психолого-педагогической информации и осуществляется специалистами в данных областях знания, а также – для получения сведений о замещающих родителях посредством сбора соответствующих данных социальным работником и посредством психолого-педагогической диагностики, проводимой психологом.

Консультирование может выполнять как основную, так и вспомогательную функцию при сопровождении замещающих родителей. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные. Они проводятся психологами – специалистами по семейному консультированию, работе с детьми и психологами-консультантами, работающими в очном индивидуальном режиме.

При необходимости возможен переход индивидуальной консультативной работы в рамки личностной терапии при условии наличия специалистов-психотерапевтов, готовых оказать помощь такого рода.

Школа приемных родителей

Является курсами компетенции для замещающих родителей. Помогает потенциальным и уже опытным приемным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процессуальную. Как в обычной школе, так и в школе для родителей есть несколько ступеней обучения. Если до приема ребенка в семью будущих родителей обучают азам взаимодействия с детьми, то после приема обсуждаются те проблемы, которые остро встали перед замещающими семьями. Если первая часть обучения является в большей мере теоретической, то во второй разбираются конкретные ситуации, на которых родители учатся преодолевать собственные страхи и исправлять ошибочные действия. Обсуждение того, как каждая семья выходила из типичных ситуаций, покажет множественные решения и подготовит родителей к будущим проблемам.

Для замещающих семей это возможность научиться разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения с приемным ребенком.

Клубная форма

Ни один психолог, сколь ни был он компетентен в решении семейных проблем, не всегда сможет найти правильные ответы на постоянно возникающие вопросы в приемных семьях. Однако родители опытным путем могут находить весьма эффективное решение своих проблем. Поэтому задача психолога – организовать обмен опытом между приемными родителями, например, в рамках родительского клуба. Работа в нем происходит в групповом режиме, строится по принципу обмена опытом замещающих родителей между собой, а также проводятся групповые консультации со специалистами разного профиля. Кроме того, значительную роль здесь играют совместные праздничные мероприятия, организация досуга и семейного отдыха замещающих семей.

Творческие мастерские

Основная цель творческих мастерских – это создание условий для социальной реабилитации опекаемых детей средствами прикладного искусства. В ходе занятий по рисованию, лепке, аппликации, оригами дети знакомятся с новым для себя делом, приобретают навыки творчества, а также в процессе совместной деятельности общаются со взрослыми. Творческие мастерские также способствуют формированию у опекаемых детей социального приемлемого способа взаимодействия со сверстниками в процессе творческой деятельности. Специалисты на занятиях развивают у детей адаптацию к условиям замещающей заботы.

Социальное сопровождение

Основная цель сопровождения – оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки семьям, принявшим ребенка на воспитание. Оно представляет собой социальный патронаж семьи. Данная форма позволяет параллельно проводить мониторинг существующих потребностей и трудностей замещающей семьи, ее социального благополучия, необходимости помощи специалистов; проанализировать полученные данные, провести контроль результативности проведенной программы; а также оказать адресную помощь конкретной семье.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ