Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Значимость семьи для ребенка с нарушениями развития

Программы, статьи

Значимость семьи для ребенка с нарушениями развития

Автор: Шведова Наталья Виульевна, Зав. отделением социальной помощи семье и детям

Семья действует как интерактивное объединение: все, что затрагивает одного из членов семьи, затрагивает и всех остальных, то, что происходит с одним членом семьи, воздействует на всех ее членов.

Появились работы в разных областях специальной педагогики и психологии, свидетельствующие о необходимости активного изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дом.

Если у ребенка имеются отклонения в развитии, то эмоциональная связь матери и ребенка может быть нарушена. Дети с отклонениями в развитии, как и преждевременно родившиеся дети, являются одной из групп риска проявления насилия. Такие семьи нуждаются в большем внимании и, при необходимости, раннем вмешательстве для предотвращения ранних проблем.

Если родитель положительно реагирует на детские потребности, то ребенок чувствует себя в благополучной ситуации. И в этом случае связь «родитель – ребенок» не нарушается, а наоборот, укрепляется.

Детям с особыми потребностями особенно нужны ласка и забота. Получая это, они раскрываются, впускают в свой глубокий, богатый духовный мир. Они помогают личности расти, совершенствоваться, духовно развиваться. Они, как лакмусовая бумажка, показывают, каков же человек на самом деле. Известно, что именно дома, в семье – там, где они чувствуют внимание и любовь, - дети с особыми потребностями не просто расцветают, но и идут на поправку, быстро развиваются и часто избавляются от многих страшных диагнозов.

Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, включая семью в поле фактора социальной адаптации ребенка.

Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому его родителей. Семья как социальный институт призвана социализировать ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества.

Часто неуверенность ребенка является следствием неуверенности родителей и зависит от того, как родители относятся к себе, какого они о себе мнения и как относятся к своей внешности. Дети чувствуют очень тонко – и обмануть их в этом невозможно. В этом случае родителям важно изменить самооценку.

Разные, но равные. Равные в правах, в чувствах, в желании. Попробуем принять за точку отсчета то, что все люди не одинаковы, и именно многообразие позволяет обществу развиваться. Часто мы просто не знаем возможностей, которыми наделены дети-инвалиды. Между тем, они вполне обучаемы - просто по своей программе, они могут многого добиться, вести активный образ жизни. Требуется лишь помочь им открыть в себе возможности.

Ну, а чувственная сфера доступна абсолютно всем – нужно просто уметь это видеть. Ведь проявления чувств - как и сами личности – многообразны.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ