Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Методическая разработка занятия «Все мы разные»

Программы, статьи

Методическая разработка занятия «Все мы разные»

Автор: Стрельцова Ольга Ивановна, Воспитатель

Цель: развитие навыков конструктивного общения в социуме; демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Задачи:

  • изменить отношение к непохожим людям;
  • разработать модель конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми;
  • мотивировать на совместную конструктивную деятельность.
  1. Разминка «Привет!»

Всем известно, что слово «привет» можно заменить жестами, мимикой: пожать руку, подмигнуть глазами, снять шляпу, и даже, потереться носами. Участникам я предлагаю следующее. Придумайте и поздоровайтесь как туземцы племени людоедов «У-ху-ху» или племени прыгающих дикарей «Ай-яй-яй».

 

  1. Работа со сказкой

В некотором царстве, в некотором государстве жил один купец. Была у него богатая лавка. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и изысканные кушанья. Купец по разным странам ездил, привозил разные диковинки.

Однажды решил он поплыть на другую сторону земли. Там было загадочное восемьдесят девятое царство. Кого ни спрашивал купец, никто там не бывал. Разные легенды ходили про эту землю. И про двуглавую собаку, которая врагов за 100 верст чуяла и про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается; про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. Интересно стало купцу, что решил он туда попасть.

Путь предстоял неблизкий. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли долго, разных чудес насмотрелись, много страшных бурь выдержали. Иной раз хотелось купцу повернуть назад, к родному дому, но что-то останавливало, вперед гнало. Устали моряки, измучались, просят к дому повернуть. Но тут раздался крик: «Земля, земля!» Только сошли на берег, на море шторм поднялся.

Пошли матросы на ночлег размещаться. Купец тем временем узнал, где можно лавку открыть. Разложил он товары свои по полкам. Стали к нему местные жители заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, одеты плохо, грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал, да при этом приговаривал, что все необразованные, в университетах не учились.

Покупатели недовольные выходили от купца. Никто больше не захотел туда заходить. Призадумался купец: «Если я и дальше стану нос воротить, разорюсь». Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди – что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся» Сказал старичок слова эти и исчез.

Обсуждение:

  • Что запомнилось в сказке?
  • Что важного узнал купец?
  • Что поучительного в этой сказке?

 

  1. Игра «Похожие и разные»

Доска делится на 2 части, мелом или маркером записываются результаты.

Инструкция.

Сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходства и различия. Для этого делимся на 2 команды, и по 1 представителю выходим к доске. В течение одной минуты находим сходства и различия между двумя участниками. Одна команда находит сходства, другая различия. За каждый верный ответ я буду ставить плюсы. Затем мы посмотрим, чего больше в людях, сходства или различия. Итак, всем понятны правила игры?

Обсуждение:

  • Что понравилось, что не понравилось в игре?
  • С какой целью проводится эта игра?
  • Какие выводы можно сделать? (Все люди разные, но у них есть много общего).

 

  1. Игра «Сотвори себе друга»

Инструкция: мы с вами проведем небольшой эксперимент – постараемся узнать, как выглядят те, кто нам не нравится и кто нравится. Снова разделимся на две команды и каждая команда будет наряжать двух участников – одна команда сотворит человека, симпатичного нам, а другая – человека неприятного, который нам не нравится.

Обсуждение:

  • Чем вам понравилась игра?
  • Какие выводы можно сделать, глядя на двух участников?
  • Похожи они между собой?
  • Что можно сказать про людей, одетых подобным образом?

 

Выводы:

«Неприятного» человека дети одевают небрежно, в темные цвета.

«Приятного» одевают тщательно, выбирая красивые вещи, яркие цвета.

Темные цвета дети ассоциируют со злом, вредностью, лживостью.

Яркие – с добром, любовью, радостью.

 

  • Можно ли всегда только по одежде судить о человеке? Может ли добрый человек носить темную одежду? (Встречают по одежке, провожают по уму)

Каждый человек может (и имеет полное право!) быть не похожим на других людей. И это не должно ставиться ему в вину!

 

  1. Упражнение «Закончи предложение»

Инструкция. Каждому участнику будет передан клубок (мяч) он должен будет закончить предложение. Это мы будем делать для того, чтобы понять, какие люди нам нравятся, а какие нет.

  • Мне нравятся люди, которые…
  • Меня раздражают люди, которые…
  • Самое лучшее качество человека – это…
  • Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что…

Выводы: нам нравятся люди, которые похожи на нас: общие взгляды, интересы. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. НЕ нравятся люди, которые непохожи на нас: находим их недостатки, осуждаем их, они «чужаки».

-Как узнать лучше человека, не обращая внимание на его внешний вид?(Пообщаться с ним)

- Может ли человек, не похожий на нас, быть хорошим, добрым человеком?

-Какой вывод можно сделать? (По одним внешним данным нельзя сделатьправильные выводы о человеке)

 

  1. Упражнение «Мы все»

Инструкция: вам интересно смотреться в зеркало? Сейчас зеркалами будете вы сами. Мы попробуем с вами создать картину. Вы получите карточку с именем вашего товарища. И вы должны будете представит этого товарища через 10 лет: как он будет выглядеть, чем заниматься… Придумали? Теперь возьмите журналы, найдите нужные фотографии, картинки и приклейте под именем товарища, имя которого у вас на карточке.

Обсуждение:

  • Чем понравилась такая работа, а, может, не понравилась?
  • Есть ли похожие картинки? Почему? (потому что все люди разные)

 

  1. Итог занятия (в круге, 3 минуты)
  • Что нового и интересного узнали на занятии?
  • Какую полезную информацию получили?
  • Какие выводы можно сделать по сегодняшнему занятию?

 

Использованная литература:

  1. Савельева Н.Н. Настольная книга педагога-психолога образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
  2. «Школьный психолог». - № 5, 2006 год

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ