Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Организация реабилитационного досуга для подростков группы риска

Программы, статьи

Организация реабилитационного досуга для подростков группы риска

Автор: Елисеева Наталья Сергеевна, Социальный педагог

Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале 20 века, хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг – это, прежде всего, стремление человеческой души к свободе, то философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость.

В работах зарубежных авторов предлагаются различные интерпретации досуга: «относительно самостоятельная деятельность», «сфера совершенствования личности», «остаточное время, деятельность, функциональность, свобода», «устойчивые занятия для расширения знаний или недолгая приятная деятельность». Отечественные подходы рассматривают досуг как «время, предназначенное для развития умственных и физических способностей», «деятельность нетрудового характера», «личное время, используемое для удовлетворения духовно-творческих потребностей».

Анализируя все эти подходы можно сформулировать следующее определение досуга: досуг – это вид социальной деятельности человека, осуществляемой в свободное от работы и основных социальных обязанностей время, связанной с реализацией духовных, физических, интеллектуальных социально значимых потребностей человека, приносящей психологическое удовлетворение и душевный комфорт, при этом обогащающей личность и внутренний мир человека.

Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.

Реабилитационный досуг - это деятельность, направленная на активацию личностных ресурсов дезадаптированного подростка, коррекцию его ценностных установок и мотиваций, за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения, с целью восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в социум. Идея реабилитационного досуга заключается в возможности ресоциализации детей и подростков группы риска посредством расширения их способностей к адаптации в социуме через переживание нового опыта, социально ориентированного опыта, для получения которого в повседневной жизни у них нет подходящих условий.

 

Основные различия традиционного и реабилитационного досуга

 

традиционный

реабилитационный

Цели

Социализация - передача социально-культурных навыков и традиций от одного поколения к другому

Ресоциализация – поворот процесса девиации к социализации

Задачи

приобретение знаний, навыков, умений, развитие умственных и физических способностей и т.д.

Становление адекватной самооценки, усвоение нормативности, нивелирование личностных дефицитов

Контингент

Одаренные дети

Дети группы риска

Методы

Педагогические

Психолого-педагогические

Форма занятий

Классно - поурочные

Тренинги, игры, ролевые игры и др.

 

Результаты воздействия реабилитационного досуга можно разделить на формальную и неформальную группы.

 

Формальные

  • Посещаемость (досуговая, школьная) улучшается
  • Успешность (достижения, награды, места)
  • Учебные
    • академическая динамика
    • уровень знаний
    • уровень учебной и досуговой мотивации
    • работоспособность
  • Дисциплинарные
    • нормативность
    • снятие с учета

Неформальные

  • Уровень общей самооценки
  • Удовлетворенность собственной эффективностью
  • Удовлетворенность собственной способностью решения межличностных проблем
  • Способность к организации социально-поддерживающей сети
  • Ориентация на социально одобряемые (неодобряемые) роли
  • Уровень самостоятельности, уверенности в себе, ответственности
  • Уровень жизнестойкости (для старших подростков)
  • Оптимизм по отношению к будущему
  • Наличие мотивации к достижениям

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что программы по реализации реабилитационного досуга следует внедрять и распространять на все более и более обширное количество детей и подростков. У этого профилактического направления существуют огромные перспективы развития.

 

При подготовке статьи использовались материалы Селениной Е.В., ст.н. сотрудника лаборатории профилактики социально-психологических проблем безнадзорности и сиротства МГППУ, эксперта Национального фонда «Защиты детей от жестокого обращения, председателя правления некоммерческого благотворительного фонда «Надежда»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ