Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Психологические, поведенческие, эмоциональные признаки, позволяющие подозревать, что ребенок испытывает насилие

Программы, статьи

Психологические, поведенческие, эмоциональные признаки, позволяющие подозревать, что ребенок испытывает насилие

Сразу же после первого проявления насилия могут появиться следующие признаки:

  • внезапно появившаяся сильная пугливость, связанное с ней избегающее поведение;
  • нарушение сна (бессонница, кошмары);
  • симптомы посттравматического стресса (чувство повторения психотравматической ситуации, невольные воспоминания о психотравматической ситуации, воспоминания бывают спровоцированы схожими деталями);
  • отказ от повседневных занятий, которые раньше нравились ребенку.

Признаки, появляющиеся при продолжительном насилии:

  • неуверенность в своих силах;
  • ухудшение результативности в учебе, нарушение концентрации внимания в школе (если раньше не наблюдалось);
  • агрессивное поведение;
  • чересчур послушное поведение;
  • особое недоверие по отношение к взрослым;
  • недоверие по отношению к сверстникам, стремление избежать участия в общей с ними деятельности;
  • чрезмерный страх близости и физического контакта;
  • прекращение социальной деятельности;
  • боязнь конкретного человека или страх остаться один на один с конкретным человеком;
  • симптомы депрессии, суицидальные попытки;
  • нарушение аппетита;
  • повышенная пугливость;
  • регресс поведения;
  • злоупотребление психоактивными веществами;
  • более низкие оценки в школе, дети не могут сконцентрироваться, выглядят задумчивыми (при этом нет нарушения внимания и активности);
  • различные жалобы соматического характера: головные боли, боли в области живота, конечностей, постоянная тошнота, общая слабость при отсутствии клинических причин.

Упомянутые психологические признаки не являются специфическими для насилия. Только руководствуясь ими, нельзя диагностировать  насилие . Предположить  насилие  можно, если эти симптомы появляются вместе с физическими признаками или их проявление слишком интенсивно, а их появление нельзя объяснить чем-либо другим.

Замечено, что отношение обычных родителей к ребенку отличается от поведения родителей, проявляющих  насилие. Поведение родителей, которое позволяет предположить физическое  насилие по отношению к ребенку:

  • враждебность, родители не сотрудничают с медиками;
  • тяжесть травм не соответствует рассказу о том, как они появились;
  • детали рассказа постоянно меняются;
  • обращение за медицинской помощью откладывается;
  • неадекватная реакция на травмы ребенка, они оцениваются как более легкие, чем есть на самом деле;
  • не объясняется причина появления травм (волшебные травмы)
  • родители рассказывают, что ребенок поранился сам или его поранил младший брат или сестра, в то время как это не соответствует возрастным способностям ребенка, например, ребенок еще не умеет ходить;
  • частая смена лечащих врачей и больниц;
  • краткий рассказ родителей о возможной травме ребенка, все передается
  • несколькими словами, в рассказе нет мелочей, деталей, нет определенности в
  • отношение места и времени.

Особенности сбора и фиксирования анамнеза

Лучше всего, когда анамнез насилия собирается в отсутствие персонала, пациентов, например, когда в палате или кабинете находится только врач и ребенок. С ребенком и его родителями разговор проводится отдельно. Если ребенок ведет себя беспокойно, не хочет оставаться наедине с врачом, тогда разговор проводится в присутствии родителя, не применявшего насилия, или при участии другого близкого ребенку человека. Иногда полезно поговорить отдельно с каждым из родителей. Анамнез в медицинских документах

фиксируется особенно тщательно и полно. Это позволит избежать множества

повторяющихся опросов, которые наносят ребенку психологические травмы. Также тщательное фиксирование данных анамнеза необходимо для того, чтобы юридически доказать факт насилия. При сборе анамнеза обращается внимание на тот факт, что ребенку во время разговора о насилии наносится психологическая травма. Поэтому важно, чтобы ребенок во время разговора с медицинским работником чувствовал себя защищенным, нужно максимально снизить уровень тревожности ребенка. Необходимо придерживаться общих принципов сбора педиатрического анамнеза. Последовательный и тщательный анамнез, беседы с родителями помогут установить, появилась ли травма в результате несчастного случая или в результате насильственных действий.

Разговор с родителями, опекунами не нужно начинать с вопросов о насилии или связанных с ним вопросов. Необходимо избегать вопросов, в которых есть обвинение в совершении насилия. Факт насилия и другие связанные с ним события должны быть переданы с прямой ссылкой на слова ребенка. При подозрении на  насилие  необходимо оценить, целесообразно ли собирать детализированные данные анамнеза.

Целесообразно, если:

  • ребенок сам хочет рассказать о физическом насилии, начинает рассказывать или упоминает о нем. Это означает, что ребенок доверяет врачу настолько, чтобы рассказать ему о наболевшем. Если не выслушать ребенка, он может потерять доверие ко всем взрослым людям, больше никому не рассказать о перенесенном насилии;
  • данные анамнеза необходимы для того, чтобы точно установить характер травмы и быстро назначить лечение, без которого появляется угроза здоровью или жизни ребенка;
  • необходимо решить, нужно ли прибегать к быстрым действиям, которые помогут защитить ребенка от дальнейшего проявления физического насилия.

Нецелесообразно спрашивать ребенка о насилии тогда, когда:

  • ребенок ведет себя очень неспокойно;
  • специалист не подготовлен или не имеет опыта работы с детьми, испытавшими насилие (или когда дополнительные сведения для уточнения диагноза или назначения лечения не нужны);
  • ребенок недавно рассказывал об испытанном насилии другому специалисту.

Собирая анамнез, в ходе общения с детьми необходимо помнить, что дети тоже могут пытаться скрыть факт насилия, чтобы защитить родителей или потому, что боятся угрозы физического наказания с их стороны. Ребенок будет лучше чувствовать себя во время разговора, если:

  • специалист в начале разговора представится, объяснит в понятной для ребенка форме, почему происходит этот разговор;
  • после знакомства речь идет о нейтральных вещах - любимых играх, школе и т.п.;
  • во время разговора ребенок и специалист сидят, глаза обоих находятся примерно на одном уровне;
  • не задаются вопросы, в которых имеется заранее отрицательная оценка родителей или опекунов (Твой отец очень плохо с тобой обращается, расскажи, как он тебя обижал...).

Более достоверная информация и большее ее количество собирается во время разговора, если:

  • во время разговора обращается внимание на когнитивные способности ребенка, используются понятные ребенку, детские понятия;
  • при сборе анамнеза, используется больше открытых вопросов (что было дальше? когда это произошло? расскажи о...);
  • собирая анамнез, надо избегать вопросов, в которых уже есть ответ или намеки на него (наверное, отец сильно тебя бил, не так ли? Бил ли тебя дядя проводом?).

Анамнез должен быть записан как можно более тщательно:

  • когда впервые ребенок столкнулся с насилием;
  • точная дата/даты насильственных действий, последовательность (если ребенок испытывает насилие , то есть большая вероятность того, что он испытывал  насилие и раньше). Дети, особенно маленькие, с трудом вспоминают точные даты событий, поэтому, чтобы получить более точную информацию, события можно связывать с важными датами - днями рожденья, началом учебного года, Рождеством, Пасхой;
  • люди, из-за которых ребенок испытал  насилие;
  • люди, которые знают о фактах насилия;
  • семейная ситуация, ближайшее социальное окружение ребенка;
  • рассказывал ли ребенок кому-либо о насилии раньше, если не рассказывал, то почему;
  • какова была реакция тех людей, которым он рассказал о насилии;
  • каковы, по мнению ребенка, причины такого поведения взрослого;
  • каким было самочувствие ребенка, когда он испытал  насилие.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ