Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Психолого-педагогическое сопровождение семей с дисфункциональным стилем семейного воспитания

Программы, статьи

Психолого-педагогическое сопровождение семей с дисфункциональным стилем семейного воспитания

Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Педагог-психолог

В современной психологии мифом называется некоторое представление, которое разделяется всеми членами одной семьи. Более того, оно принимается ими без объяснений, не подвергается сомнению, поскольку «впитывается с молоком матери». При этом родители формируют своими высказываниями и отношением к объектам мира представления ребенка об окружающем и его собственный образ. Но они делают еще больше, создавая сценарий жизни ребенка. Сценарий - это долгосрочный прогноз о том, что должен сделать в жизни ребенок, чтобы быть принятым своими родителями. В основе сценария лежит то, что психологи называют самоосуществляющимися пророчествами (Карлсен, 2004). Если родители ожидают нечто от ребенка, они соответствующим образом ведут себя, и их ожидание ребенок выполняет. Например, мать (отец) постоянно повторяет: «Когда-нибудь ты кого-нибудь покалечишь». И ребенок, которому молча, родители разрешают применение силы по отношению к другим, вырастая, исполняет «пророчество» близких.

Сценарии могут быть прописаны с различной степенью тщательности. Это могут быть крайне подробные предсказания, включающие описание всех должностей, которые ребенку предстоит достичь «Ты окончишь университет и станешь профессором» или «Ты выучишься на зоотехника, вернешься в нашу деревню, и все люди будут тебе кланяться». Или в них, напротив, будет предопределено то, что он никогда не достигнет «Из тебя никогда ничего не выйдет!». Или это будет лишь направление движения в определенную сторону «Из тебя будет артист». В литературе сценарии описываются либо как часть игрового поведения людей (Берн, 2006), либо как часть мифологического структуры семьи (Imber-Black, Roberts, 1993).

Отсюда видно, что, работая с заявленной проблемой ребенка психологу необходимо подключить к работе всех членов семьи. Очень часто это невозможно. Родители в течение рабочего дня могут предоставить для работы ребенка, а сами в связи с занятостью на работе, отсутствием личной мотивации и другим причинам не могут регулярно являться на занятия и консультации психолога. Поэтому специалистами ГБУ «ЦСПСД г. Арзамаса» была разработана очно-заочная форма работы с семьей. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Первичное очное консультирование семьи

В ходе консультирования проводится работа с родителями:

  • выясняется запрос семьи, связанный с проблемным поведением ребенка
  • с помощью опроса собирается детальная информация о развитии ребенка
  • ведется наблюдение за взаимодействиями между членами семьи
  • родители обследуются с помощью вопросника «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э. Г.

Параллельно проводится работа с ребенком:

  • определяется уровень интеллектуального развития с помощью методики Бине-Симона
  • определяется возможность проявления ММД с помощью методики Тулуз-Пьерона
  • определяется отношение к сложившейся семейной ситуации с помощью проективных методик.

Далее с семьей заключается договор о регулярном посещении ребенком занятий (не реже 1 раза в неделю) и регулярном выполнении родителями домашних заданий.

  1. Дообследование ребенка

В ходе первичного консультирования возможно выявление отклонений в развитии ребенка. Поэтому по необходимости семья направляется на консультацию либо к психотерапевту, либо к невропатологу для дообследования и получения разрешения на дальнейшую работу с психологом.

  1. Основной этап

В ходе основного этапа проводятся очные занятия с ребенком по коррекции выявленной проблемы. Обязательно в занятия вводятся упражнения направленные на профилактику алекситимии. Заочная работа с родителями проводится с применением домашних заданий. В первую очередь родителям составляется памятка, в которой описываются правила поведения в семье в зависимости от проблемы ребенка, которую необходимо поместить на видное место и начать соблюдать всей семье. Также обязательно вводятся темы: «Я – сообщения», «Временный язык», «Язык принятия», «Эмоциональный словарь», «Лаконичные инструкции». Основная задача домашних заданий – замотивировать родителей на новые, регулярные, плодотворные формы совместной деятельности «ребенок – взрослый». А также повышение психологической компетентности родителей.

  1. Выявление результативности

Для выявления результатов в работе с ребенком используются проективные методики: рисунок семьи, ЦТО, а также специалистом отслеживается уровень освоения навыков, развиваемых на занятии. Родителям предлагается заполнить итоговый вопросник, выявляющий наиболее значимую информацию для семьи и изменения, произошедшие в семье.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ