При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Конспект занятия по теме: «Доброта»
Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны. Социально-политическое устройство общества с его безответственностью, карьеризмом, взяточничеством, расхождением между словом и делом, нравственной распущенностью, несоблюдением принципов социальной справедливости не может не отразиться на условиях воспитания детей.
В современном обществе на подрастающее поколение большое влияние (к сожалению, далеко не всегда положительное) оказывают СМИ. С экранов телевизоров, мониторов ПК, с рекламных щитов, со страниц некоторых изданий на детей лавиной обрушивается реклама, которая воздействует на психику.
Все чаще по телевидению демонстрируются фильмы ужасов, боевики, сцены насилия, бесконечные сериалы с непристойным поведением героев. Все это ребенок может увидеть в любое время, включив телевизор или подключившись к Интернету.
Дети и подростки еще не могут правильно оценить все, что они видят и слышат, поэтому часто начинают подражать грубым выходкам и непристойному поведению героев с экранов телевизоров и кинотеатров. Поэтому необходимо создать условия для формирования нравственности у детей.
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Задачи могут быть следующими:
Достичь этого можно, проводя цикл занятий, вопросы и темы которых волнуют как воспитателя, так и воспитанников. При разработке занятий мной была использована книга авторов А.Лопатиной, М.Скребцовой - «Начало мудрости».
Предлагаю разработку занятия по теме: «Доброта».
Цель: систематизировать знания детей о правилах доброго поведения; развивать способность замечать добрые поступки окружающих; воспитывать потребность проявлять доброту к окружающим по собственному побуждению.
I. Психологический настрой.
- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
II. Основная часть
1.Вступительное слово.
- Ребята, мы не случайно начали занятие с того, что поделились добротой своего сердца.
Тема нашего занятия: «Доброта».
- А что такое доброта?
- Послушайте, как об этом написано в словаре С. Ожегова: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.
Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.
- Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?
2. Чтение и обсуждение сказки: « Даром ни одно доброе дело не пропадает». (А.Неелова)
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так- то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин,— не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопросы и задания к сказке:
- Почему капелька пожалела крестьянина?
- Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.
- Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
- Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и из него вырос колосок доброты. Расскажите, как этот колосок поможет людям.
- Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
3.Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки, в середине круга стоит — мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.
Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д.
После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.
4.Творческое задание «Доброе дело»
- Послушайте внимательно пословицу и скажите, как вы понимаете ее смысл: «Доброе дело, что дождь в засуху».
- А сейчас я раздам карточки, на которых записаны предметы или явления окружающего мира. (Например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д.) Каждый из вас должен рассказать о доброте того, кто достался на карточке, не называя его, а остальные должны угадать, о ком рассказывали ваши друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, вот перед вами семечко яблока. Расскажите, как будет выглядеть это дерево через десять лет, если мы посадим его в землю. Перечислите всех, чья доброта поможет этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника)
- Но ведь не только природа дарит нам свое добро. Мы живем среди людей и постоянно чувствуем доброту окружающих. Попробуйте перечислить всех, чья доброта помогает расти вам. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Рисунок «Дерево доброты»
- Давайте нарисуем дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни вы вспомните.