Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Приемы краткосрочной психотерапии

Программы, статьи

Приемы краткосрочной психотерапии

Вниманию консультантов Телефона Доверия предлагаются приемы психоррекционной работы, разработанные в Московском суицидологическом центре под руководством профессора А.Г. Амбрумовой.

  • Структурирование ситуации

Правильно заданные консультантом вопросы формируют в сознании абонента объективную и последовательную картину психотравмирующей ситуации, ее развитие.

  • Преодоление исключительности ситуации

Консультант тактично подчеркивает, что аналогичные критические ситуации (измена, распад семьи), которые складываются в силу личностных особенностей человека и его ошибочных действий, встречаются в жизни достаточно часто.

  • Включение ситуации в контекст жизненного пути

Психотравмирующая ситуация кажется абоненту неожиданной, внезапной и поэтому – непреодолимой.

Консультант, показывая связь травмирующей ситуации с предшествующими событиями, открывает возможность для ее изменения.

  • Снятие остроты ситуации

Когда абонент считает, что критическая ситуация требует немедленного, сиюминутного решения, консультант подчеркивает, что у абонента есть время на обдумывание и принятие решения.

  • Терапия достижениями и успехами

Консультант тактично подчеркивает успехи абонента, о которых он сам рассказывает в ходе беседы. Это формирует у абонента представление о себе как о личности, способной к преодолению трудностей – повышает самооценку абонента.

(прием из метода косвенной суггестии очень эффективен и используется в ходе разговора многократно)

  • Формулировка ситуации

Абонент, сообщая значимую информацию, испытывает трудности в ее осмыслении, понимании.

Консультант высказывает точную формулировку переживаемой ситуации, помогает рационализировать происходящее, принять его.

Абонент слышит, что понимают, у него снижается суицидогенные переживания одиночества и беспомощности.

  • Поиск источника эмоций

Задавая вопрос «Что именно в этой ситуации Вас ранит?», консультант устанавливает настоящие причины плохого эмоционального состояния. Абонент осознает связь между поступками Значимого человека и собственными эмоциями.

  • Фокусирование на ситуации

Когда абонент бесконечно говорит о своем эмоциональном состоянии и соматических симптомах, требуя постоянного поглаживания, консультант возвращает абонента к обсуждению конкретных планов выхода из ситуации, решению проблемы.

  • Интерпретация

Абонент не находит пути разрешения ситуации, консультант высказывает гипотезы о возможных способах ее решения.

  • Вербализация чувств консультанта

Абонент получает обратную связь от консультанта и понимает, как и что чувствует консультант, разговаривая с ним.

  • Удержание паузы

Целенаправленное молчание консультанта дает абоненту возможность проявить инициативу, стимулирует к рассказу и рассмотрению альтернатив, принятию решения.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ