Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Да здравствует жизнь!

Программы, статьи

Да здравствует жизнь!

Cценарий занятия с элементами тренинга по профилактике ПАВ

 

Цель:

обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактика жестокого обращения.

Задачи:

Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

Изменение отношения детей к наркомании;

Умение сказать «Нет» наркотикам;

Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация «Выбери свою дорогу в жизни», мяч, надписи с утверждениями: «Совершенно не согласен», «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не имею точного мнения», кактусы (2), карандаши, фломастеры, чистый ватман, ромашки (по числу участников).

Рекомендации к проведению:

В тренинговых занятиях и играх кроме непосредственных участников (детей), рекомендуется участие всех присутствующих взрослых.

 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, я очень рада приветствовать вас.

А собрались мы здесь чтобы поговорить об одной очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, я не дам вам скучать и очень постараюсь, чтобы вам было очень интересно.

А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность. Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок – минимальная оценка, ладошка – максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов.

  • Игровая диагностика «ладошки»

Дети поднимают руки и, по мере своего состояния показывают ладошки – те, кто готов к участию в мероприятии, кулачки – те, кто к участию в мероприятии не готов. Воспитатель оценивает работоспособность группы.

 

Ведущий: Спасибо! Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Теперь я приглашаю вас к нашему столу заседаний. И объясняю правила нашего сегодняшнего мероприятия.

  • Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
  • Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
  • Вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге является закрытой и не разглашается.
  • Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают
  • Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.
  • Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;

 

Воспитатель: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

 

  • Игра: «проблемные вопросы»

- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

- Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

- Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

- Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

- Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

- Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться самым активным участникам. Главное - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

 

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных частях нашей комнаты. Прочитайте их.

 

  • Игра «спорные утверждения»

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен»,«Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения». Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Воспитатель зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников, воспитатель излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Наркомания - это преступление. Лёгкие наркотики безвредны. Наркотики повышают творческий потенциал. Наркомания это болезнь. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. Наркомания излечима. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию". Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. Наркоман может умереть от СПИДа. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. Наркоман может умереть от передозировки. Продажа наркотиков не преследуется законом. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. Наркоманы - это не люди.

 

Воспитатель: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

 

  • Минута релаксации - игра «никто не знает, что я…»

Всем, начиная со взрослых ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …», участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь», «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.

 

Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.

Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

 

  • Игра «марионетки»

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

- Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?

- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

 

Воспитатель: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него.

Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное «Нет».

 

  • Игра «отказ»

Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  • Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
  • Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  • Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  • Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
  • Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  • Одноклассник просит достать для него наркотик.

 

Воспитатель:

Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены на сегодняшний день и взаимной поддержкой друг друга. Скажите, вы готовы подставить другу свое плечо в беде?

Дети отвечают

 

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана?

Дети отвечают

 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…

 

  • Игра «портрет наркомана»

На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?

Дети отвечают

 

  • Заключение

 

Воспитатель: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем занятии. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» наркотикам.

Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

 

  • Игра «да здравствует жизнь!»

Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые.

 

Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! Спасибо за внимание!

 

Литература:

Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.

Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.

Карандашев, В.А. Развивай логическое мышление. / В.А. Карандашев. – М.: Образование, 1993. – 47 с.

Интернет-ресурсы: http://www.otrok.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ