Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   О чем кричат краски на лицах "клоуна" и "индейца"

Программы, статьи

О чем кричат краски на лицах "клоуна" и "индейца"

Автор: Ивакин Андрей Андреевич, Педагог-психолог

Ребенок попадает в СРЦ с целым набором негативных эмоций и переживаний. Стресс, пережитый в семье, озлобленность, страхи, склонность к замкнутости и конфликтам, растерянность... Проговаривать эти переживания он зачастую не готов: боится пускать кого-либо на свою очень личную территорию, не привык к доверительному общению, да и слова подобрать трудно, чтобы выразить эмоции. Между тем негатив не должен оставаться внутри.

Помочь ребенку раскрыться, высказать то, что мешает его адаптации в СРЦ и в социуме вообще - для этого хорошо подходит такая методика как самовыражение с помощью грима. Подобные занятия начали проводиться в группе "Радуга" (дети 7-11 лет) СРЦН "Солнышко".

При разработке их использованы модели Вайолет Оклендер – доктора психологии, специалиста по семейному и детскому консультированию, гештальт-терапевта, автора известной работы «Окна в мир ребенка». В. Оклендер: «Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя…». Извлечение этих скрытых, загнанных внутрь страхов, а также припрятанных там же обид и прочих эмоций – процесс, болезненный для ребенка. Возможно ли добиться выражения подавленных чувств не травмирующим способом? Да, если это происходит через игру, фантазию, творческую активность. Именно такова цель занятий с использованием грима.

Начинаются занятия с рассказа о гриме и обучения основам его нанесения. Это нужно, чтобы дети не боялись незнакомого предмета, в данном случае - грима, и чувствовали себя увереннее, работая с ним. Ребятам предлагается создать образ, побыть в маске какого-нибудь персонажа. Каждый наносит грим перед зеркалом, ведущий помогает. А затем персонажи начинают рассказывать о себе. Ведущий задает вопросы: "Кто ты? Откуда пришел? Кто твои друзья? Есть ли у тебя враги (Боишься ли ты кого-то)?".

Как правило, ребята быстро включаются и не чувствуют зажимов, говоря от имени персонажей. Для них это игра, перевоплощение в другого. Однако в такой игре психолог может узнать об участниках группы то, что они не решаются сказать без масок. Например, мальчик признался, что ему (точнее, его персонажу) страшно без мамы и тревожно, что он может потерять маму. В группе этот мальчик держался обособленно, все его эмоции были сосредоточены на семейной ситуации. После проговора мальчик получил поддержку от ребят из группы. А вскоре, почувствовав себя в безопасной среде, он адаптировался и даже стал проявлять в группе лидерские качества.

Другой пример: появился на занятии "индеец". Воинственная окраска с преобладанием красного и желтого цветов. Агрессия? Нет, "индеец" оказался добрым. И ...нуждающимся во внимании. Очевидно, в семье эта его потребность не удовлетворялась, среди сверстников мальчик тоже не находил достаточно внимания к себе. И он заявил о себе с помощью колоритного образа, ярких цветов, а при обсуждении его персонаж признался: "Хочу, чтобы меня замечали".

Очень красноречивым был такой образ: "плачущий клоун". Мальчик изобразил себя некрасивым, пугающим. Высказывания были соответствующими: "Хочу пугать, чтобы никто ко мне не совался". Понятно, что агрессивная роль выбрана для защиты. Впрочем, агрессии в его отношении к окружающим оказалось не много - гораздо больше беззащитности, неумения доверять, затаенной обиды. Проговор, поддержка ведущего и группы помогли мальчику почувствовать себя спокойнее и сделать шаги к доверию, принятию окружающих.

На занятиях с гримом важен настрой ребят на дружелюбное и принимающее отношение друг к другу, чтобы каждый ощущал себя в доброй и безопасной атмосфере. Еще очень важно помочь детям найти точку опоры, ресурсы. Например, любовь к родителям, интересы и увлечения, способность быть другом и иметь друзей... И, конечно, на занятиях не должно быть давления. Если кто-то (обычно – из недавно поступивших в СРЦ) отказывается от выполнения задания или от проговора, нужно принять его право и постараться сначала помочь ему адаптироваться в Центре.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ