Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений (продолжение)

Программы, статьи

Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений (продолжение)

"Семейное пространство"

Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики.

Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился. 
Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

  • Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
  • Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в этой комнате.
  • Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?
  • Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?
  • Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
  • Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
  • Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.
  • Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?
  • Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.
  • Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи.

Варианты использования данной методики

  • Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.
  • В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.
  • Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут. 
    Вопросы психолога направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. 
    Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.

Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант методики при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.

Методика "семейное пространство" может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

 

Источники:

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб.: Речь, 2004.-244с.
  2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М .: Гардарики, 2005.-320с.
  3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб.: Речь, 2005.-150с.
  4. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ