При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
«Узоры общения» (коррекционно-развивающее занятие для детей подросткового возраста)
Цель: создание условий для развития у воспитанников коммуникативных умений.
Задачи:
отработки этих правил на практике;
Методы и приемы: словесный рассказ - объяснение воспитателя; наглядный материал; практический (выполнение упражнений).
Материалы: ватман; кружки, ромбы разных цветов, клей, фломастеры, «смайлики –
улыбки», маски из бумаги, мяч, слово «комплимент», плакат с правилами.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга. Здравствуй, Саша, я очень рада видеть тебя! И так далее по кругу.
Сейчас мы поприветствовали друг друга, а значит, обменялись положительными эмоциями, и значит, можем начинать наше занятие.
- Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое общение, какова его роль в жизни каждого, узнаем правила, которые помогают делать наше с вами общение эффективным и радостным, попробуем эти правила отработать в упражнениях. Итак, начнем.
- Давайте с вами вспомним, что такое общение.
(ответы детей)
Воспитатель.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом, с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я". Любому человеку необходимо общение, если его нет, то начинается депрессия, вызванная дефицитом эмоций, впечатлений; и человек начинает нуждаться в общении, так же как и в пище или воде.
- Ребята, приведите с другом – обмен информацией, эмоцией; занятие, приветствие и т.д.
Воспитатель. Какую роль в жизни человека играет общение?
Общение помогает человеку изучить мир, оценить себя и свои возможности, занять определённое место в обществе, от складывающихся его отношений с людьми, зависят его успехи, его настроения, состояние его здоровья.
- Виды общения. С помощью чего передается информация? (ответы детей)
С помощью слов – вербальное общение; и с помощью мимики, жестов, походки – невербальное.
Значит, без общения с другими людьми человек жить не может: он теряет источник информации, возможность "обмена энергиями", замыкается в себе и даже заболевает.
Воспитатель. Ребята, а всегда ли наше общение бывает успешным? (ответы детей)
А что необходимо делать, чтобы наше общение приносило нам радость? Знаете ли вы, что есть секреты хорошего общения? Сейчас я вас с ними познакомлю.
Приемы, с которыми я вас познакомлю, не будут для вас открытием, наверняка вы их знаете и даже иногда применяли. С их помощью нельзя никого ни в чем убедить и никому ничего доказать, можно лишь расположить к себе другого человека, собеседника.
Посмотрите, у меня в руках мозаика. Она состоит из отдельных разноцветных частиц, собрав которые вместе, можно получить рисунок или узор. Так и люди: каждый по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди объединяются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения.
По ходу занятия мы с вами будем мастерить «узоры общения».
Итак, представьте, что вы стали частичками узора в мозаике общения. Сейчас мы создадим первый узор, который будет называться «Индивидуальность».
(Ребята получают кружки разных цветов, клей, ватман.)
Воспитатель: ребята, создайте свой узор, отражающий ваш характер, настроение, ваше «я». Не обязательно это будет рисунок, может просто сочетание цветов, все что угодно. (Дети на ватмане приклеивают кружки)
Воспитатель. Посмотрите, в нашей мозаике получился первый узор, который мы воплотили в символах. Нет повторяющихся элементов, каждый индивидуален!
Так вот, первое правило успешного общения мы назовем - принятие индивидуальности партнера, собеседника.
Воспитатель. Когда люди общаются между собой, они создают общие узоры. Эти узоры могут быть очень красивыми, если люди доброжелательны друг к другу. Понять, насколько человек доброжелателен, можно по тому, как он приветствует другого человеку. Давайте проведем эксперимент. Предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают люди разных стран.
Ребята делятся на пары. По команде воспитателя они приветствуют друг друга.
- Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония)
- Крепко обняться (Россия)
- Потереться носами (Новая Зеландия)
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания)
- Показать язык (Тибет)
Обсуждение:
- Какие чувства вызвали такие приветствия?
- Какое из них было самым приятным?
Воспитатель. Следующее правило успешного общения мы назовем «Имя собственное».
Звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия. Так исполняйте эту мелодию для тех, с кем общаетесь. Обращайтесь к окружающим по имени, таким образом, вы покажете свое уважение к данной личности, расположите этого человека к себе, настроите на положительные эмоции. Вот сейчас у нас может появиться второй узор под названием «Имя собственное». Давайте приклеим ромбы, на которых нужно написать свои имена.
Предлагаю разбиться на пары и поприветствовать друг друга, закрыв лицо маской. А теперь, то же самое, но открыв лицо.
- Какие чувства вызвало это задание?
- С каким человеком приятнее общаться?
Конечно же, который улыбается. Следующее правило «зеркало отношения» - добрая улыбка, приятное выражение лица, что располагает на общение, образование положительных эмоций.
Давайте закрепим этот прием на нашем ватмане – приклеим улыбки.
Еще одно правило – используйте «золотые слова» или комплименты. А что такое комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Я думаю, все любят получать комплименты. Я предлагаю потренироваться.
Сейчас мы будем передавать мяч в кругу. Необходимо обратиться по имени к тому, кому передаешь мяч, и казать в его адрес комплимент или что-нибудь хорошее.
Теперь приклеим слово КОМПЛИИМЕНТ на ватман. Это еще один узор общения.
И последнее. Для того чтобы уметь конструктивно общаться, надо, по крайней мере, понимать друг друга. Послушайте Притчу о понимании
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы разговариваете?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
- Мы у них не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!
Надеюсь, что сегодня вы меня не только слушали, но и слышали. Это еще один прием общения – умение слушать и слышать собеседника. Символом этого приема может быть морская раковина. Когда мы прикладываем ее к уху, мы не только слушаем, но и слышим море. Ребята получают нарисованную раковину и приклеивают на ватман. Таким образом, мы заканчиваем наш узор общения.
- Итак, наш узор закрутился, приобрел целостность и завершенность. Перед вами мозаика из правил, приемов общения. Давайте их повторим еще раз:
1. Принимай личность и индивидуальность каждого.
2. Обращайся к собеседнику по имении.
3. Улыбайся и будь приветлив.
4. Говори комплименты и хорошие слова в адрес собеседника.
5. Умей слушать и слышать собеседника.
Воспитатель. На этом наше занятие завершено, спасибо всем за работу.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», №12 2011г.