Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Программы, статьи

Методическая разработка социально-педагогического занятия «Правда и ложь»

Цель: способствовать формированию у детей нравственных качеств – «честность» и «правдивость».

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;
  • развивать умение анализировать свои поступки;
  • способствовать сформированию у н/л представления о том, почему ложь не доводит до добра

Оборудование: магнитная доска, рассказ В.Осеевой «Что легче», басня Л.Н. Толстого «Лгун», карточки с пословицами

Участники: воспитанники в возрасте 10-14 лет.

Время проведения: 30 минут.

Ведущий: социальный педагог

  1. Организационный момент

Воспитанники садятся за столы, заранее расставленные в круг;

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! – Мы скажем человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет…

 

Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, и ответьте, о чем пойдет речь на занятии.

Зачитывает стихотворение:

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

 

- Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

 

Дети: (примерные ответы детей)

- О том, что врать — это плохо;

- О том, что надо стараться говорить правду;

 

Педагог: Правильно, ребята. Тема нашего занятия «Правда и ложь».

  1. Основной этап

  1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

- Ребята, как вы понимаете слово «ложь»? (ответы детей)

- А какие похожие по значению слова можно подобрать к слову «ложь»?

(ответы детей)

- А когда человек лжет? Зачем он это делает? (ответы детей)

 

  1. Чтение басни

Ребята, на Земле с давних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться очень трудно. Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Лгун». Ребята, сейчас я зачитаю вам басню, а вы внимательно послушайте, и ответьте, кто же такой лгун?.

Педагог зачитывает басню Л.Н. Толстого «Лгун» и просит ребят ответить на вопросы:

- Кто же такой лгун?

- Почему не прибежали на помощь люди?

(после обсуждения)

 

- А вам приходилось говорить неправду? Если да, приведите примеры.

(ответы детей)

 

- К чему приводит ложь? (ответы детей)

- А что необходимо сделать для того, что бы тебе доверяли, рядом были верные и добрые друзья. (ответы детей)

 

  1. Обсуждение пословиц.
  • Демонстрация карточки с пословицей (педагог прикрепляет ее на магнитную доску). «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

 

- Ребята, а теперь обратите внимание на пословице на доске. Давайте прочитаем ее вслух.

- Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

  • Демонстрация карточки с пословицей «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

 

- Давайте прочитаем ее вслух. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

 

Педагог: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Что легче». Послушайте его и подумайте, какая из предложенных пословиц больше подходит к содержанию.

 

Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

 

- Итак, какая пословица подходит к этому рассказу? (ответы детей)

Правильно, ребята. За сказанную правду, пусть даже горькую, можно всегда понять и простить.

Ребята, давайте вспомним русские народные сказки.

- Какие сказочные герои часто прибегают ко лжи и обману? (ответы детей)

- Правильно ли они поступают, когда лгут? Что им за это бывает? (ответы детей)

 

- Знаете ли вы, какое наказание за ложь получили герои в сказках К. Коллоди

«Приключения Пиноккио», и Н. Носова «Приключения Незнайки…»?(ответы детей)

(У Пиноккио - растет нос; а в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки…» - мальчики превращались в ослов)

- Ребята, какой мы можем сделать вывод? Лгать – это хороший поступок?

(ответы детей)

- А бывают ли такие ситуации, когда приходится говорить неправду?

Слышали ли вы такую фразу: «Ложь во спасение». Как вы ее понимаете?

(ответы детей)

  1. Рефлексия

- Давайте вспомним, о каких двух качествах человека мы говорили на занятии?

(ответы детей)

- Какие пословицы вы узнали? Чему они нас учат? (ответы детей)

- Какой вывод для себя вы сделали из сегодняшнего занятия? (ответы детей)

- Спасибо за работу. На следующем занятии мы продолжим разговор о том, каким должен быть воспитанный человек.

 

Но помните, ребята, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.