Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Конспект занятия на тему: «Закон обо мне, и мне о законе»

Программы, статьи

Конспект занятия на тему: «Закон обо мне, и мне о законе»

Цель и задачи: дать детям представление о правах ребенка, первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Ход занятия:

  1. Психологический настрой. Круг «От сердца к сердцу».
  • Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

(Тепло.)

 

  1. Основная часть
  1. Вступительное слово.
  • Сегодня начнем занятие с игры «Недописанный тезис». Вам нужно закончить несколько предложений:
  • Человек счастлив, когда……
  • В хорошей семье всегда …..
  • Если бы я нашёл клад, то……
  • Самое главное в жизни…..
  • Нельзя прожить без…..
  • Если бы я всё мог, то….
  • Ребята, сегодня мы поговорим о законах, которые могут защитить маленьких членов семьи – детей. Наше занятие называется «Закон обо мне, и мне о законе».
  1. Беседа о «Конвенции о правах ребенка».
  • Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседе между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во «Всеобщей Декларации прав человека».

А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответы детей.)

  • Ребята, ваши права, права маленьких жителей планеты, отражены в «Конвенции ООН о правах ребёнка». Конвенция - это международное соглашение, которое было принято 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Это международная организация, которая заботится о правах маленьких жителей планеты.

Большинство государств пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребёнка, т. к. вся жизнь и судьба ребёнка зависит от взрослых. А взрослые бывают разные: и добрые, и злые. Наша страна, Россия, тоже подписалась под этим документом. Тем самым, она дала слово всему миру, что будет заботиться о своих детях.

И вот сегодня мы с вами вместе со сказочными героями, героями книг познакомимся с основными правами детей. Эти права вы должны знать, чтобы вас никто не мог обидеть, чтобы вы при необходимости могли бы защитить себя сами.

  1. 3накомство со статьями Конвенции.
  • В Конвенции о правах ребёнка записано:

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Но ведь так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта называлось. Оно славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в том государстве каждого новорожденного мальчика тщательно осматривали: если он здоров - пусть живёт, а если слабый, больной - бросали со скалы.

  • Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат малыша, если он заболеет.
  • Ребята, внимание, вопрос:

В какой сказке А. С. Пушкина и кто жестоко обошёлся с новорожденным и его мамой? Что бы вы сказали этим злодеям, если бы их встретили? Подсказка:

«В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан.

Так велел-де царь Салтан»

(Сказка о царе Салтане)

  • Каждое государство, подписывая Конвенцию, обещает защитить своего
    маленького гражданина. В Конвенции о правах ребёнка есть статья:
    Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
  • Но ведь есть же такие люди, которые обижают детей только за то, что они другой национальности, за то, что верят в других богов. Есть такие взрослые, которые жестоко наказывают ребят за каждую шалость, непослушание или просто бьют, потому что они сильнее.
  • Слушайте внимательно следующий вопрос. Чей это приказ:

«Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав её живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам»

  • Как называется сказка? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
  • В чём провинилась царевна?
  • Как вы считаете, кто и за какие поступки имеет право так жестоко наказывать?
  • А в какой сказке новорожденная принцесса страдает за провинность родителей?

Ведь по Конвенции: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, чтобы они не совершили.

Подсказка: «Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса и вдруг во дворце появилась злая Ведьма:

  • Вы не пригласили меня на крестины?- сказала она Королю и Королеве. - Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт!» (Ш. Перро «Спящая красавица»)
  • Следующий пункт Конвенции гласит:

Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.

  • Да-да! Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь. Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них.
  • А кто в этой сказке нарушает Конвенцию:

«Сейчас же отопри дверь,- прорычал волк,- а не то я её выломаю! - Дом поросёнка - это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они
приготовились защищаться».

  • Что это за сказка? (С. Михалков «Три поросёнка»)

Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.

  • Верно, верно! Бывает, детей спасают во время войны или наводнения, их могут вывозить из опасного места даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга.
  • Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой огромный ледяной дворец? Имела ли она на это право?

( Г. X. Андерсен «Снежная Королева»)

Дети имеют право на образование

  • Это ещё одна статья Конвенции о правах ребёнка. Все дети должны
    учиться, чтобы стать грамотными, умными, воспитанными. Государство
    должно следить, чтобы непременно дети посещали школу, а не прогуливали
    уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь выполнять Конвенцию.

Вспомните, как в сказке про Буратино Папа Карло купил ему «Азбуку» с
крупными цветными картинками и отправил в школу.

А куда пошёл Буратино?

  • Ах, если бы он знал Конвенцию!

Ребята, героем какой сказки является Буратино и кто автор этой сказки?

(Ал. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

 

Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

  • Детские игры - это не пустяки, раз о них говорится в таком важном документе. И мы с вами сейчас тоже поиграем. Вам нужно будет договорить слова в рифму. Есть подсказка: это вежливые слова.
  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.................. (спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень

Когда услышит……….. (добрый день)

  1. Если больше есть не в силах

Скажем маме мы................... (спасибо)

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…… (здравствуйте)

  1. Когда нас бранят за шалости

Говорим……(простите, пожалуйста)

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят ……..(до свидания)

 

  • А есть такие родители, которые перегружают детей. И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
  • Ребята, а вы помните, в какой сказке были нарушены права героини.

«Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

  • Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?»

(Ш. Перро «Золушка»).

  • Ребята! Какие права детей нарушали взрослые в этой сказке? Как она называется?

«Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес

  • Иди, - говорит - и без подснежников не возвращайся»

(С.Я.Маршак «12 месяцев»)

Государство должно заботься о детях-сиротах.

То есть, государство должно проверить, хорошо ли живется ребенку, который остался без родителей.

Не обижают ли его, не заставляют ли делать вредную для здоровья работу.

  1. Игра «Разрешается-запрещается»

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

(Разрешается.)

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

(Строго запрещается)

 

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

 

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

 

Рисовать и петь, учиться, Если заболел — лечиться.

Это (разрешается).

 

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго (запрещается).

 

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это (разрешается).

 

Этот – слабый, горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

 

  • С какими законами вы познакомились на занятии?
  • Какие статьи Конвенции запомнили?
  1. Подведение итогов
  • У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. В этом мы убедились, совершая путешествия в «государство» под названием Семья.

В каждой семье есть глава: муж и отец; есть свои законы: семейные традиции, определенные правила. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери и отца – это дом, семья, здоровые дети. Счастье для ребенка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.

 

Литература

Персидская И. В. «Классные часы 1 - 4 кл.». Волгоград, 2007 г.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ