Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Большие психологические игры, как метод профилактики насилия среди несовершеннолетних

Программы, статьи

Большие психологические игры, как метод профилактики насилия среди несовершеннолетних

Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Педагог-психолог

В целях профилактики возникновения нарушений личностного и социального развития ребенка специалистами ГБУ ЦСПСД г. Арзамаса используется такая форма работы с подростками, как большие психологические игры.

Большая психологическая игра (БПИ) по определению авторов – это игра-история, проживая которую участники получают опыт осознания, эмоционально-ценностного осмысления и практического преобразования своей жизни. Опыт, который в виде метафоры, знания, способа действия, модели поведения может быть перенесен в реальную жизнь.

БПИ - символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой ступенью спонтанности и свободы, но протекает в четко заданных границах. БПИ работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального жизненного опыта.

Разработка игр начата в начале 21 века, термин введен в 2001 году.

Ближайшие методические «соседи»: по целям - тренинг личностного роста, нарративная психотерапия, по игровой структуре - сюжетно-ролевая игра, по процедурам - социодрама, гештальттерапия и психодрама.

Назначение БПИ лежит в области задач саморазвития и самоопределения, формирования ценностно-смысловых структур личности и выработки адекватных этим структурам моделей общения, взаимодействия и деятельности.

В работе по профилактике насилия среди сверстников нами используются несколько видов БПИ.

Игровые оболочки

Этот вид - самый распространенный. В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а чаще всего тренинговой, навыково-обучающей. К примеру: дети попадают в какой-то волшебный мир, где им предстоят испытания: надо что-то найти, кого-то спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание – некоторое обучающее, тренинговое задание на развитие психических процессов, того или иного качества отношений в группе (сплоченность, взаимопонимание, сотрудничество) или с педагогом.

Игровые оболочки используются в начальной школе, привлекательны они и для младших подростков.

Особой популярностью среди клиентов Центра пользуются такие игры, как: «Заколдованное сердце» - сюжетная игра для учащихся начальных классов, также имеющая диагностическую направленность. Предметом игровой диагностики выступают отношения детей между собой и с педагогом. «Калейдоскоп» - игра для учащихся 3-4 классов. Она ориентирована на отношения детей между собой, позволяет эти отношения прояснить и, что важнее всего, дает детям опыт позитивного взаимодействия в парах, тройках и мини-группах. «Впереди у нас - пятый класс» - игра, которая является важным этапом реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей при переходе из начальной в среднюю школу.

Игры-проживания

Игра-проживание позволяет создать условия для совместного, и в то же время индивидуального, личного освоения некоторого игрового пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в предложенной и сложившейся в процессе проживания ситуации.

Игры-проживания в работе с детьми и подростками позволяют моделировать ситуации, в которых участники учатся выстраивать свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей. В зависимости от поставленных задач такие игры позволяют сделать акцент как на деятельностном, так и на ценностном аспектах человеческой жизни и человеческих отношений. Мир, в который погружает участников ведущий, необходимо освоить – то есть организовать жизнедеятельность, насытить нормами и ценностями собственного существования и отношений с другими людьми.

В своей работе мы используем адаптированный вариант игры «Перекресток». Чаще всего она используется в работе со студентами-первокурсниками средних специальных образовательных учреждений. В игре есть элементы драмы. Здесь очень важно участие всей группы, так как она ориентирована на межличностные отношения, их прояснение, осознание и совместное построение. Игра «Островитяне» - как вариация на тему «Необитаемого острова» позволяет решить проблемы - отсутствие внешних границ группы и трудности в формировании общего «Я» - образа группы.

Все игры состоят примерно из следующих этапов:

  • настрой на игру вне игрового пространства. Цель – актуализация раскрываемой в игре темы.
  • погружение в игровое пространство. Цель – разогрев и создание условий для ассоциирования, отождествления себя с игровой историей.
  • игровое действие. Цель – создание условий для личной проработки каждым участником актуализированной темы.
  • проживание сделанных выборов или результата полученного опыта. По сути, это ИГРОВОЕ ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Цель – создание условий для осознавания произошедшего путем выхода в «зеркало», взгляда на происходящее из роли, но со стороны.
  • анализ игры: отреагирование эмоций, деролинг. Цель четко обозначена в названии этапа – создание условий для отреагирования эмоций и выхода из роли.
  • анализ полученного опыта вне игрового пространства. Цель – проведение параллелей с реальной жизнью, нахождение сходств и откликов.

Игра – деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

Соответственно, для психолога, ведущего игровые занятия, очень важно уметь создать атмосферу принятия ребенка, проявить эмоциональное сопереживание; уметь отражать и вербализировать его чувства и переживания в максимально точной и понятной ребенку форме; уметь актуализировать переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения. Все эти функции могут реализовываться в рамках различных видов психологических игр.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ