При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Социально-коррекционная программа для детей-свидетелей насилия «Ступени доверия»
С момента своего появления на свет ребенок является существом социальным. Все его поведение направлено на установление связей с окружающим миром, что обеспечивает ему оптимальные условия для роста и развития.
К нарушению нормального социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка приводит:
Когда ребенок чувствует себя покинутым, растерянным, оставленным без ресурсов к выживанию, у него развивается недоверие к миру. Растет протест против родителей, которые за своими проблемами забывают о них, обрекая либо на одиночество, либо на поиск понимания и поддержки в других отношениях. Душевные раны ребенка остаются на всю жизнь и отражаются на взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому данная программа занятий, которые проводятся в форме группы поддержки с элементами тренинга, направлена на формирование у ребят способности к выбору рациональных форм поведения в стрессовых ситуациях, на формирование модели позитивного опыта общения и жизнедеятельности.
Основная идея программы заключается в том, что ребенок, имеющий правильное представление о себе, умеющий понимать других и сопереживать им, оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, что и уменьшает вероятность психологических травм. Ведь изменения начинаются с того момента, когда ребенок начинает задумываться о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. А общение в группе увеличивает количество выборов дальнейшего пути и их проработку.
повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях, формирование у них модели ненасильственного опыта общения и жизнедеятельности.
Программа рассчитана для детей 6 -12 лет, оптимальная численность 10-15 человек, предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа. Каждое занятие состоит из трех частей:
Средствами для решения поставленных задач в данной программе служат:
Так, в ходе дискуссии, участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы. В ролевой игре они «проигрывают» роли и ситуации, значимые в их реальной жизни. А, следующий за игрой, тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект.