Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Социально-коррекционная программа для детей-свидетелей насилия «Ступени доверия»

Программы, статьи

Социально-коррекционная программа для детей-свидетелей насилия «Ступени доверия»

С момента своего появления на свет ребенок является существом социальным. Все его поведение направлено на установление связей с окружающим миром, что обеспечивает ему оптимальные условия для роста и развития.

К нарушению нормального социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка приводит:

  • любое нарушение взаимодействия ребенка с миром (его потеря, недостаток, расстройство)
  • жестокое обращение с ребенком
  • воспитание ребенка в семье с явными признаками насилия

Когда ребенок чувствует себя покинутым, растерянным, оставленным без ресурсов к выживанию, у него развивается недоверие к миру. Растет протест против родителей, которые за своими проблемами забывают о них, обрекая либо на одиночество, либо на поиск понимания и поддержки в других отношениях. Душевные раны ребенка остаются на всю жизнь и отражаются на взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому данная программа занятий, которые проводятся в форме группы поддержки с элементами тренинга, направлена на формирование у ребят способности к выбору рациональных форм поведения в стрессовых ситуациях, на формирование модели позитивного опыта общения и жизнедеятельности.

Основная идея программы заключается в том, что ребенок, имеющий правильное представление о себе, умеющий понимать других и сопереживать им, оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, что и уменьшает вероятность психологических травм. Ведь изменения начинаются с того момента, когда ребенок начинает задумываться о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. А общение в группе увеличивает количество выборов дальнейшего пути и их проработку.

Цель:

повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях, формирование у них модели ненасильственного опыта общения и жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Оказать психологическую поддержку в формировании адекватного самовосприятия, в выработке механизмов преодоления стрессов.
  2. Расширить навыки социализации: приобрести конструктивные формы общения со сверстниками и окружающими людьми, сдерживать свою активность на приемлемом уровне, контроль импульсов.
  3. Развить ресурсы личности: формировать позитивную Я-концепцию (самооценку, самоуважение), развивать эмпатию.

Целевая группа:

Программа рассчитана для детей 6 -12 лет, оптимальная численность 10-15 человек, предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы.

Условия реализации программы:

  • большая игровая комната;
  • удобные стулья по количеству участников;
  • канцтовары (ватманы, альбомы, карандаши, краски, кисти, фломастеры);
  • мяч;
  • доска, стенд.

Содержание деятельности:

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа. Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка).
  2. Основная часть (рабочая).
  3. Завершение.

Средствами для решения поставленных задач в данной программе служат:

  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии,
  • ролевые игры и дискуссии, мозговой штурм,
  • фантазийные путешествия с прорисовкой («Шаг в будущее»),
  • релаксация и медитация,
  • обучающие моменты из коммуникативного тренинга и тренинга поведения.

Так, в ходе дискуссии, участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы. В ролевой игре они «проигрывают» роли и ситуации, значимые в их реальной жизни. А, следующий за игрой, тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект.

Ожидаемые результаты:

  • приобретение навыков решения проблем межличностных отношений.
  • формирование личностных ресурсов
  • снятие эмоционального напряжения
  • самовыражение через собственное творение, фантазии
  • развитие навыков релаксации, саморегуляции.

Литература

  1. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.
  2. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  3. Худенко Е. Д., Поташова И. И., Кальянов И. В. Программа психолого- профилактической работы с несовершеннолетними, не употребляющими наркотики, но вовлеченными в «жизнь улиц». Метод. Сборник.- М., 2008.
  4. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ