При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Профилактическая программа для подростков и молодежи по развитию навыков неагрессивного поведения, профилактики насилия в подростковой среде «Река жизни»
Характерной чертой подросткового возраста является появление способности и потребности к самопознанию. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению и самовыражению.
Ведущим видом деятельности данного периода является общение со сверстниками. Желание подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, «выделиться из толпы» сопровождается повышенной конфликтностью и толкает его к использованию в своем поведении социально неприемлемых стилей. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. Здесь дополняющую роль играет «чувство взрослости», которое проявляется в подражании внешним признакам взрослости, таких как курение, особый лексикон, азартные игры, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Важную роль в жизни подростка играет смена учебного заведения. Связанные с этим сложности (налаживание отношений с новым коллективом, новые учителя, новые друзья, поиск своего места в группе и т.д.) послужили поводом для написания данной программы.
Программа направлена на формирование дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на умении переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому, умения смело высказывать свои взгляды на обсуждаемые проблемы, свое мнение.
Для более успешного взаимодействия подростка с социумом (новый коллектив, взрослые) необходимо хорошо знать себя, чтобы понимать других, оценивать ситуацию и предвидеть последствия своих действий на несколько шагов вперед.
Основная цель программы: развитие конструктивных навыков общения, сплочение коллектива.
Цель достигается через решение следующих задач:
Ожидаемые результаты:
Программа рассчитана на 6 занятий продолжительностью 1,5-2 часа Предназначена для студентов 1 курса учебных заведений.
Содержание деятельности
Реализация целей и задач программы будет через используемые техники:
Набор участников на программу осуществляется посредством составления договора между учебным заведением и Центром. Учебное заведение обязуется направлять на занятия группу студентов - первокурсников один раз в неделю в конкретное время (по согласованию).
Целевая группа: подростки - студенты 1 курса учебных заведений в возрасте от 14 до 17 лет. Количество детей в группе - 15 человек. Если группа состоит более чем из 25 человек, целесообразно разделить ее на 2 подгруппы.
Для успешной реализации программы необходимо наличие тренинговой комнаты на 20 человек, канцтоваров, 2-х специалистов на одну группу.