Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Вопросы взаимодействия с детьми юношеского возраста (16-18 лет)

Программы, статьи

Вопросы взаимодействия с детьми юношеского возраста (16-18 лет)

Автор: Дерябина Екатерина Вадимовна, Педагог-психолог

Любой несовершеннолетний имеет право воспитываться в семье. Но когда речь идет о несовершеннолетних старшего подросткового возраста и юношеского возраста, возникает множество вопросов о рациональности помещения их в замещающую семью. Большинство из тех, кто прожил в детских домах и домах интернатах до 16 лет уже не стремятся в семью. У этих детей имеется длительный опыт проживания и воспитания в государственных учреждениях, они ориентированы на сверстников, с которыми вмести воспитываются и находятся в постоянно взаимодействии. Часть из старших подростков и юношей никогда не имели возможности воспитываться в семье, часть из них отказники с младенчества или дети-сироты. Примерно 5% - дети, которые воспитывались в замещающих семьях и были возвращены в подростковом возрасте на попечение государства приемными родителями.

Детско-родительские отношения в замещающей семье не идентичны ни аналогичным отношениям в кровной семье, ни отношениям в системе «воспитатель - воспитанник» и обладают целым рядом специфических особенностей. Рассмотрим их более подробно.

Согласно гипотезе Е. О. Смирновой, специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на его воспитание, перевоспитание.

В данном случае родители-воспитатели изначально принимают на себя ответственность за будущее ребенка и занимают по отношению к нему оценочную позицию, что в определенной мере мешает формированию бескорыстного, альтруистического отношения к ребенку, без которого практически невозможно установить отношения привязанности. Если кровным родителям часто бывает трудно объективно оценить своего ребенка, то родителям-воспитателям труднее обойтись без оценок и оказать приемному ребенку психологическую поддержку.

Социализация ребенка не ограничивается только пространством замещающей семьи. Если для маленьких детей новая семья может какое-то время полностью удовлетворить интересы и потребности в социальных связях, то для детей старшего возраста нужны другие сферы социализации, возможность осваивать и выполнять разнообразные социальные роли.

Одним из важных направлений социализации являются контакты с родственниками, с людьми из прошлой жизни. Эти встречи убеждают ребенка, что его жизнь не начинается заново, что его старые привязанности существуют, и у него есть возможность в этом убедиться. В исследовании В. Н. Ослон показывается, что компенсация депривационных нарушений у детей-сирот, которые общаются с биологическими родителями или родственниками, происходит более успешно, нежели у тех, кто не имеет контактов с ними. Дети имеют более высокий уровень эмоционального благополучия, самооценки, меньше проблем в общении со сверстниками, взрослыми, более четко представляют особенности эмоциональных связей в семье, проявляют меньшую тревогу в ожиданиях от отношений с другими и от будущего, наблюдается более выраженная мотивация на познание окружающего мира.

Они в большей степени были приняты своими сверстниками в классном коллективе и более высоко оценивались как ученики своими учителями.

Орган опеки и попечительства, специалисты центра по устройству детей в семьи, родители-воспитатели обязаны активно поддерживать и способствовать общению ребенка с кровными родителями и другими близкими ему людьми. Более того, социальный работник должен стремиться к выявлению людей, важных для ребенка, определению и организации наиболее естественных способов поддержания контактов с ними.

Под общением понимается нечто большее, чем простые встречи, и иногда общение по телефону или по переписке оказывается более полезным, чем физические контакты.

Статистика показывает, что дети, приходящие в замещающую семью, имеют низкий уровень здоровья, соматические и неврологические диагнозы, даже установленную инвалидность. Имеющиеся заболевания являются причиной, препятствующей успешному развитию и воспитанию детей. Одной из важнейших задач для социальных работников и родителей-воспитателей является лечение и оздоровление этих детей.

Здоровье ребенка, особенно маленького, зависит от созданного уровня защиты от несчастных случаев, от умения ребенка избегать ситуаций, связанных с угрозой для здоровья.

Важнейшим критерием благополучия ребенка в замещающей семье является его готовность к самостоятельной жизни.

Считается, что жизнь в замещающей семье автоматически готовит подростка к выходу в самостоятельную жизнь. Жизненное самоопределение (наличие ценностных ориентиров и жизненной стратегии), а также профессиональное самоопределение легко образуются именно в процессе жизни в семье. Проблема в том, насколько глубоко освоены эти представления и могут ли они быть руководством к действию.

Известно, что в российской практике воспитания детей в замещающих семьях не разработаны критерии качества и оценки подготовки детей к выходу в самостоятельную жизнь. Российский менталитет вроде бы не позволяет воспитателям говорить со своими вырастающими приемными детьми о том, что тем придется уйти из семьи. Напротив, всячески приветствуется продолжение жизни выросших детей в замещающих семьях.

Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в приемной семье. Возраст, в котором ребенок попадает в приемную семью, играет немалую роль: он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона.

Влияние возраста: ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 – на соседей и школьных товарищей, и далее – на отношения со сверстниками. Поэтому дети, попавшие в приемную семью до 11 лет, в течение долгого времени (порой до трех лет) заняты своей новой семьей, увлечены взаимодействием внутри семьи; дети старшего возраста, и особенно подросткового, нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно: они вынуждены работать одновременно на нескольких психологических фронтах.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ