Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   В помощь тем, кто работает с эмоциями

Программы, статьи

В помощь тем, кто работает с эмоциями

Автор: Токарева Ирина Николаевна, Психолог

Смотреть на картинку, где изображена эмоция и пытаться изобразить увиденное – задача достаточно нелегкая для ребенка вообще, и особенно для ребенка, который в той или иной степени соприкоснулся с проявлением жестокости и насилия в отношении себя, заблокировав на телесном уровне свои эмоции. Однако почему то именно данное упражнение используют психологи на занятиях на умение выражать эмоции и называть их.

Если внимательно присмотреться к ребенку, пережившему ситуацию насилия, то можно увидеть, как при таком разговоре руки ребенка сжимаются в кулачки, сильно, до скрипа зубов, сжимаются челюсти и весь он превращается в комок под недосягаемым панцирем. Кто-то, более взрослый, надевая маску «бравады», пытается скрыть свои истинные эмоции в данный момент времени и начинает вызывающе вести себя, привлекая внимание других.

Думаю, что предложенные здесь различные упражнения, помогут специалистам в работе с детьми изящно обойти их внутреннее сопротивление и бережно подойти к детским, скрытым от наших глаз, переживаниям. Подобные упражнения не подвергаются цензуре сознания ребенка, а значит, действует быстрее и эффективнее как в процессе обучения так и при реабилитации.

  1. Танец пяти движений (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется под музыку разного темпа.

Продолжительность каждого 1 минута.

  • «Течение воды» - плавная музыка и мягкие, текучие движения, переходящие одно в другое.
  • «Переход через чащу» - импульсивная музыка и резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
  • «Сломанная кукла» - хаотичная музыка, неструктурированная. Движения как роботы, встряхивающиеся, незаконченные (как кукла, которая сломалась)
  • «Полет бабочек» - лирическая, изящная музыка и тонкие, нежные, плавные, изящные движения.
  • «Покой» - спокойная, тихая музыка. Можно использовать звуки, с имитацией шума воды, леса, морского прибоя. Стоя, без движений в расслабленном состоянии, слушать свое тело.

После упражнения разговор в круге: какое движение больше всего понравилось? что легко получалось, что трудно было?

  1. «Джаз тела» (для детей с 5 лет)

Ребята встают в круг. Звучит ритмическая музыка

Ведущий показывает порядок выполнения движений.

  • Движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме.
  • Движение только плечами: вместе, попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз
  • Движение рук в локтях, потом – в кистях
  • Движение только бедрами
  • Движения только коленями
  • Движения только ступнями
  • Затем постепенно каждое движение прибавляется по порядку: голова + плечи + локти + кисти +бедра + колени + ступни.
  • В конце танца в движении должны быть все части тела одновременно.
  1. Изучение и тренировка эмоций

Нахмурьтесь как:

  • осенняя туча
  • рассерженный человек
  • злая волшебница

Улыбнитесь как:

  • котенок на солнышке
  • Буратино
  • само солнышко
  • хитрая лиса
  • радостный человек
  • человек, увидевший чудо

Позлитесь как:

  • ребенок, у которого отняли мороженое
  • два барана на мосту
  • человек, которого ударили

Испугайтесь как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу
  • заяц, увидевший волка
  • котенок, на которого лает собака
  • человек, увидевший привидение

Покажите усталость:

  • мама после работы
  • человек, после того, как он поднял тяжелый груз
  • муравей, притащивший большую муху

И т.д. по каждой эмоции, не забывая назвать ее и попросить изобразить на доступных примерах.

 

Для подбора музыкального сопровождения танцевальных упражнений предлагаю воспользоваться музыкой ДиДюЛи.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ