Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
"Иногда я не люблю своих детей..."
Страшно признаться самим себе, а тем более произнести вслух: «Иногда я не люблю своих детей..." Это непросто, даже если ребенок вызывает раздражение, гнев, агрессию. "Это неправильно, так не должно быть. А может, мы - плохие родители?".
Подавленные эмоции, чувство вины, стресс - все это, но только с удвоенной силой, испытывают замещающие родители.
Принято считать, что злиться на детей, которым выпало столько несчастий – недопустимо. Но так ли уж плохо и неправильно - признать, что ребенок может вызывать негативные эмоции? Как примирить в себе право на эти эмоции и любовь к ребенку?
Специалисты службы сопровождения семьи и ребенка ГКУ СРЦН "Солнышко" одну из встреч группы поддержки приемных родителей «Клуб «Семейный очаг» так и назвали: "Иногда я не люблю своих детей". Интерес к теме оказался огромный. Встреча началась с опросника "Ответы про себя". На утверждения типа: «Время от времени нарастают раздражение, нервозность, беспокойство", "Ощущаю хроническую усталость", "Часто возникает чувство опустошенности", "Снижается энтузиазм в воспитании, с которого начинался прием ребенка в семью", наблюдалось преобладание ответа "да".
Со слов зав. отделением службы сопровождения семьи и ребенка Людмилы Бирюковой «Опросник позволяет обозначить родителям признаки эмоционального выгорания. Он показывает, что родители запрещают себе осознавать собственное раздражение, которое копится и приводит к чувству вины, оборачивающемуся еще большим раздражением, и все это негативно влияет на общение с детьми. И как результат - эмоциональное выгорание. Кажется, что нет сил и, даже мелкие неприятности выводят из себя, возникают вспышки гнева по малейшему поводу. Родители длительное время живут в таком состоянии и не знают, что с этим делать».
А, действительно, что делать, если подобное состояние стало привычным? Участники встречи называли свои способы снятия напряжения и нервозности: природа, музыка, гимнастика или танцы, чтение, а ведущие включили в занятие арт-терапиическое упражнение. Сначала принимающие родители рисовали образ своего эмоционального выгорания, а затем добавляли в рисунок что-то, что помогает им справиться. Так, «бушующее пламя погасил дождь», рядом «с тупиком появилась дорога». Получится ли в реальной жизни "дорисовать" способы защиты от проблемы выгорания?
"Нужно актуализировать ресурсы, которые уже есть и используются», - отметила Л. Бирюкова. А в качестве обратной связи в конце занятия, родители говорили: "Мы жили в собственной неуверенности, запрещали себе признать свои эмоции, боясь быть плохими».
«Осознать - это первый шаг. Второй - найти адекватную форму выражать свое отношение к поступкам ребенка", - добавляет Л. Бирюкова.
В качестве профилактики выгорания специалисты отделения помощи семье и ребенку предлагают замещающим родителям рекомендации психолога Л. Петрановской: