При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
«Слагаемые родительской любви»
Автор: Соболева Е.В., Педагог
Как организовать взаимодействие специалистов и семьи так, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к участию в жизни ребенка таких занятых современных пап и мам, и как аргументировать необходимость такого их участия? Ответы на эти вопросы постоянно ищут специалисты ЦСПСД г. Бор, стараясь найти новые формы эффективного взаимодействия с родителями.
В специальной литературе в наши дни встречается много методических материалов, примеров, рекомендаций, что позволяет каждому специалисту выбрать ту форму работы с родителями, которая является для него наиболее удобной и результативной. Одной из таких форм стала деловая игра «Я и мой ребенок», которая подробно описана в книге Т.А.Мирошниченко «Семья и школа: грани сотрудничества». Специалисты нашего Центра используют эту деловую игру при проведении родительских собраний в группе дневного пребывания несовершеннолетних с целью повышения уровня педагогической компетентности родителей, ориентирования их на выбор ненасильственных методов воспитания детей. Думаем, что нашим коллегам будет интересна данная форма делового партнерства между педагогами и родителями.
В качестве эпиграфа к деловой игре выбрано высказывание С. Соловейчика: «Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаете – постараться вытерпеть, и всегда принимать ребенка, всегда его любить»
В начале игры предлагаем участникам собрания вместе поразмышлять над вопросом: «Как мы любим своего ребенка, умеем ли мы любить?» и попытаться выделить слагаемые родительской любви.
Прежде, чем начать работу, обсуждаем и принимаем правила работы:
После принятия правил, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:
Анкета оформлена в виде таблицы, содержащей графы для ответов.
При ответе на вопрос необходимо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечать на вопросы предлагаем быстро, не раздумывая, так как первая реакция, как правило, самая верная. На заполнение таблицы отводится пять минут, после чего родители подсчитывают количество набранных баллов.
Далее педагог, ведущий собрание, поясняет:
Анкета настраивает родителей на размышления о том, в чем их удачи в воспитании детей, а где они ошибаются.
Далее родителей – участников собрания просим вспомнить и записать на листочках 5 ошибок в воспитании, которые они когда-либо совершали. На эту работу дается 3 минуты, после чего участники объединяются в группы по 4 – 5 человек и путем обсуждения выбирают 5 общих ошибок в воспитании, записывают их на листе бумаги. Обсуждение длится не более 10 минут. По истечении времени каждая группа делегирует своего представителя, который сообщает решение группы и записывает общие ошибки на доске.
После этого происходит совместный выбор ошибок в воспитании, присущих всем участникам, они получают возможность высказаться, проанализировать ошибки, сделать свои комментарии.
Следующий этап работы – анализ форм проявления любви к ребенку.
Педагог, ведущий собрание, отмечает, что после того, как мы разобрались в своих ошибках, следует рассмотреть и наши достоинства в воспитании. В итоге выводим формулу успеха.
Участникам собрания предлагается вновь собраться в группы за столами и каждому за 3 минуты выписать на листе, что хорошего он сделал для своего ребенка, затем сравнить и обсудить записи и сделать общий список совпадающих мнений. Представители групп записывают общее решение на доске, далее проходит обсуждение полученного перечня достижений в воспитании.
На заключительном этапе участники собрания обсуждают формулу любви родителя к своему ребенку, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом. Каждый участник собрания получает её в виде памятки:
Какой бы родитель не хотел бы сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от плохого поведения»! Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:
В заключительной части деловой игры педагог заостряет внимание родителей на таком моменте: в психологии есть понятие «тактильного голода». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее.
Многие родители перенесли и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к ребенку. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как равным воспринимаются слишком буквально.
Не надо бояться, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский врач Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать». Конечно, никто не призывает родителей подсчитывать объятия, речь идет о том, что не нужно бояться проявлять свою родительскую любовь и не жалеть ласки для своего ребенка.
Далее родители отвечают на вопросы анкеты:
АНКЕТА
«Эффективность родительского собрания»
Пожалуйста, закончите следующие предложения:
На сегодняшней игре я понял (а) _______________________________________________
В сегодняшнем мероприятии мне понравилось ___________________________________
В сегодняшнем мероприятии мне не понравилось _________________________________
В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы ______
В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы ____
Большое спасибо за работу!
В последующем, на основании анализа результатов анкетирования, педагогом вносятся коррективы в схему и содержание мероприятия.