Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   «Слагаемые родительской любви»

Программы, статьи

«Слагаемые родительской любви»

Автор: Соболева Е.В., Педагог

Как организовать взаимодействие специалистов и семьи так, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к участию в жизни ребенка таких занятых современных пап и мам, и как аргументировать необходимость такого их участия? Ответы на эти вопросы постоянно ищут специалисты ЦСПСД г. Бор, стараясь найти новые формы эффективного взаимодействия с родителями.

В специальной литературе в наши дни встречается много методических материалов, примеров, рекомендаций, что позволяет каждому специалисту выбрать ту форму работы с родителями, которая является для него наиболее удобной и результативной. Одной из таких форм стала деловая игра «Я и мой ребенок», которая подробно описана в книге Т.А.Мирошниченко «Семья и школа: грани сотрудничества». Специалисты нашего Центра используют эту деловую игру при проведении родительских собраний в группе дневного пребывания несовершеннолетних с целью повышения уровня педагогической компетентности родителей, ориентирования их на выбор ненасильственных методов воспитания детей. Думаем, что нашим коллегам будет интересна данная форма делового партнерства между педагогами и родителями.

 

В качестве эпиграфа к деловой игре выбрано высказывание С. Соловейчика: «Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаете – постараться вытерпеть, и всегда принимать ребенка, всегда его любить»

В начале игры предлагаем участникам собрания вместе поразмышлять над вопросом: «Как мы любим своего ребенка, умеем ли мы любить?» и попытаться выделить слагаемые родительской любви.

Прежде, чем начать работу, обсуждаем и принимаем правила работы:

  • Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
  • У нас нет зрителей – работают все.
  • Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты, не сплетничаем.
  • Мы доверяем друг другу.

После принятия правил, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

  • Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  • Говорят ли дети с Вами «по душам», советуются ли «по личным делам»?
  •  Интересуются ли они Вашей работой?
  • Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
  • Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных заботах?
  • Контролируете ли Вы, как они делают уроки?
  • Есть ли у Вас с ними общие занятия и увлечения?
  • Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  • На «детские праздники» предпочитают ли ребята, чтобы Вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
  • Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
  • А телепередачи и кино?
  • Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  • Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  • Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми или нет?

Анкета оформлена в виде таблицы, содержащей графы для ответов.

При ответе на вопрос необходимо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечать на вопросы предлагаем быстро, не раздумывая, так как первая реакция, как правило, самая верная. На заполнение таблицы отводится пять минут, после чего родители подсчитывают количество набранных баллов.

Далее педагог, ведущий собрание, поясняет:

  • Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если Вы набрали более 20 баллов.
  • Если Ваш результат от 10 до 20 баллов, отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как их улучшить и чем дополнить.
  • Если Вы набрали менее 10 баллов, Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Анкета настраивает родителей на размышления о том, в чем их удачи в воспитании детей, а где они ошибаются.

Далее родителей – участников собрания просим вспомнить и записать на листочках 5 ошибок в воспитании, которые они когда-либо совершали. На эту работу дается 3 минуты, после чего участники объединяются в группы по 4 – 5 человек и путем обсуждения выбирают 5 общих ошибок в воспитании, записывают их на листе бумаги. Обсуждение длится не более 10 минут. По истечении времени каждая группа делегирует своего представителя, который сообщает решение группы и записывает общие ошибки на доске.

После этого происходит совместный выбор ошибок в воспитании, присущих всем участникам, они получают возможность высказаться, проанализировать ошибки, сделать свои комментарии.

Следующий этап работы – анализ форм проявления любви к ребенку.

Педагог, ведущий собрание, отмечает, что после того, как мы разобрались в своих ошибках, следует рассмотреть и наши достоинства в воспитании. В итоге выводим формулу успеха.

Участникам собрания предлагается вновь собраться в группы за столами и каждому за 3 минуты выписать на листе, что хорошего он сделал для своего ребенка, затем сравнить и обсудить записи и сделать общий список совпадающих мнений. Представители групп записывают общее решение на доске, далее проходит обсуждение полученного перечня достижений в воспитании.

На заключительном этапе участники собрания обсуждают формулу любви родителя к своему ребенку, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом. Каждый участник собрания получает её в виде памятки:

Формула любви к моему ребенку

Какой бы родитель не хотел бы сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от плохого поведения»! Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:

  • это обычный ребенок;
  • он ведет себя, как все дети на свете;
  • в детских выходках есть немало неприятного;
  • если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить ребенка, несмотря на его проделки, он будет стараться взрослеть и отказываться от плохих привычек;
  • если я люблю ребенка только тогда, когда он послушен и радует меня своим поведением (обусловленная любовь), если я показываю ему свою любовь только в эти моменты, мой ребенок не будет чувствовать, что его всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает его неуверенным, снизит его самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелым. Следовательно, я отвечаю за поведение своего ребенка и наилучшее его развитие не менее (если не более), чем он сам;
  • если я люблю своего ребенка безусловной любовью, он будет себя уважать, у него появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит ему, по мере того как он взрослеет, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение;
  • если я люблю ребенка только тогда, когда он выполняет мои требования и соответствует моим ожиданиям, он будет чувствовать свою неполноценность. Ребенок будет считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям некогда не угодишь. Его будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии;
  • ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своего ребенка) и ради блага моего сына (дочери) я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моего ребенка основано на этом фундаменте!

В заключительной части деловой игры педагог заостряет внимание родителей на таком моменте: в психологии есть понятие «тактильного голода». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее.

Многие родители перенесли и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к ребенку. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как равным воспринимаются слишком буквально.

Не надо бояться, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский врач Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать». Конечно, никто не призывает родителей подсчитывать объятия, речь идет о том, что не нужно бояться проявлять свою родительскую любовь и не жалеть ласки для своего ребенка.

Далее родители отвечают на вопросы анкеты:

 

АНКЕТА

«Эффективность родительского собрания»

 

Пожалуйста, закончите следующие предложения:

 

На сегодняшней игре я понял (а) _______________________________________________

В сегодняшнем мероприятии мне понравилось ___________________________________

В сегодняшнем мероприятии мне не понравилось _________________________________

В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы ______

В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы ____

 

Большое спасибо за работу!

 

В последующем, на основании анализа результатов анкетирования, педагогом вносятся коррективы в схему и содержание мероприятия.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ