Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Подростковое воровство

Программы, статьи

Подростковое воровство

Сегодня особого внимания требуют многие детские и подростковые про­блемы. Одна из них — воровство. К сожалению, эта проблема изучена психоло­гами недостаточно, а она в последнее время обострилась.

Воровать — преступно присваивать, по­хищать чужое.

Воровство — действия, направленные на присвоение чужого, преступное похищение чужого.

Выделяют два вида воровства:

  • бесцельное (клептомания)
  • пред­намеренное

Клептомания – временное или постоянное нарушение психического равновесия, при котором человек не способен сдерживать своё желание присвоить что-то чужое. В отличие от обыкновенного осмысленного воровства, ее основой является порыв, который приводит к спонтанному действию. Клептомания — означает страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения.

При клептомании бесполезны воспитательные меры, нужно срочно обращаться за помощью к психоло­гу.

Психологи­ческие причины преднамеренного детско­го и подросткового воровства заключаются совсем в другом. Попытаемся разобраться в них и ответить на вопрос: «Что же делать?»

Корни детского воровства, на первый взгляд очень безобидного, проступают в дошкольном возрасте. Ребенок приносит чужую вещь: игрушку, конфету, книгу. При­чем дети сначала этому не придают значе­ния, так как они еще не видят особой раз­ницы между своим и чужим («Мое — не мое»). Здесь важна позиция взрослых: «От­неси назад. Ты, наверное, ошибся. Перепу­тал». При этом важно объяснить, почему нельзя брать чужое, ведь малыш зачастую различает хорошее и плохое только благо­даря соответствующей реакции родителей на его поступок. Дошкольник не осознает, что такое собственность. Весь мир «принад­лежит» ему. Чужую игрушку он берет про­сто потому, что она ему нравится. Идет про­цесс формирования самосознания. И от того, как отреагируют родители на поступки ребенка, во многом зависит, какой станет нравственная сущность его личности.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства среди подростков, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющи­еся. Подростковый возраст самый проблем­ный. Когда ребенок часто ворует, это пере­растает во вредную социальную привычку.

Условно можно выделить четыре причи­ны подросткового воровства.

  • Недостаточно развитые воля и нрав­ственные представления.
  • Серьезная психологическая неудовлет­воренность ребенка (став обладателем вещи, он стремится утвердить­ся, обратить на себя внимание, почувствовать свою значимость, а других возможностей для этого нет; ребенок одинок, не находит поддержки ни со сторо­ны родителей, ни со стороны педагогов).
  • Желание владеть понравившейся ве­щью оказывается сильнее «голоса» совести.
  • Подражательность (дети копируют своих родителей, героев фильмов, сверстни­ков, которые неожиданно разбогатели).

Что же делать?

Для начала педагогическому работнику необходимо убе­диться, что ребенок действительно этим зани­мается.

Затем надо выявить причины воровства, т.е. установить, почему ребе­нок так или иначе поступает. Педагогический работник должен выяснить, какую по­требность подростка выражает дурная привыч­ка, и удовлетворить ее как можно более эф­фективно. Не нужно унижать, сурово нака­зывать ребенка, нужно устранить причину воровства. В противном случае, у него воз­никает неуверенность в себе, что приводит к закреплению привычки.

И только потом решать вопрос о направлениях коррекционной ра­боты, но проводить работу с ребенком следует только индивидуально (внушать, тактично увещевать, подчеркивать, что его поступок принес огорчение его родителям, приводить примеры из собственной жизни, практики). Иногда целесообразны тормозящие при­емы: упрек, ласковый упрек, осуждение, возмущение вплоть до наказания.

Надо дать возможность ребенку выра­зить свое «Я», т.е. не отчитывать, а предос­тавить возможность подростку оценить свой поступок. Необходимо развивать у подростка реф­лексию учить анализировать собственный поступок.

Педагогические работники и родители должны быть очень осторожны, столкнувшись с детским воровством. Сделав этот поступок достояни­ем общественности, они закрепят за ребен­ком репутацию вора. Это, естественно, скажется не только на его самооценке, но и на взаимоотношениях с окружающими. Надо помнить, что ребенок оставленный в изоляции необходимое для себя общение найдет сре­ди тех детей, у которых его поступок не вызовет осуждение, а наоборот, позволит занять определенное положение в их кругу. Чтобы эти новые друзья не отвер­нулись от него, ему придется жить по их за­конам сознательного воровства.

Педагогическому работнику очень важно быть гибким, на­учиться перестраивать свою деятельность в зависимости от ситуации, прогнозировать положительные стороны развития личнос­ти. Находить в нравственном облике подростка точку опоры, которая может стать ис­ходной для изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности, т.е. восстановления положительных качеств, привычек, здоровых потребностей.

 

По материалам журнала «Воспитание школьников»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ