Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Предупреждение детских агрессивных проявлений

Программы, статьи

Предупреждение детских агрессивных проявлений

Автор: Синева Елена Борисовна, Педагог-психолог

Агрессивное поведение ребенка –

показатель возможного пережитого

насилия над его личностью

 

Согласно концептуальному положению отечественной психологии в проблеме развития психики и личности, движущие силы и направленность психического развития определяется совместной деятельностью ребенка со взрослым. В этом ключе рассмотрим место и роль игры для развития ребенка, лишенного родительского попечительства.

В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера ребенка (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихомирова, А.П.Усова). Однако нельзя рассчитывать на то, что развитие всех этих психических процессов и необходимых качеств личности произойдет у ребенка, лишенного родительского попечения само собой. Этому могут способствовать, как нам кажется, развивающие игры. Для этого необходимо умелое руководство игрой со стороны профессиональных взрослых. Способы воздействия на игру ребенка могут быть самыми разными: от прямых указаний (как делать) до полной самостоятельности ребенка. При этом, следует помнить, что для детей, лишенных родительского попечения существует много аспектов от, которых зависит результат совместного взаимодействия взрослого с ребенком.

С первых дней пребывания ребенка в СРЦН он попадает в новую социальную ситуацию. Взрослый (педагог, психолог центра реабилитации несовершеннолетних) совместно с воспитанником – шаг за шагом – должны простраивать его модель поведения, настраивать на позитив в жизни; развивать отношение ребенка к себе, как к самоценности ибо в этом, на наш взгляд, кроется ключ к тайнам обратимости депривации.

Л.С.Выготский выделил переживание как структурную единицу, которая помогает понять характер влияния сложившихся обстоятельств жизни на психическое развитие. В работах, посвященных проблемам трудного детства, Л.С.Выготский отмечает, что « существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок переживает эту ситуацию»(2, С.383). В ситуации разлуки матери и дитя значимые для человека потребности в безопасности, самоуважении остаются не реализованными, это «приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости», что «может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности»(6, С.493).

Изучению состояния беспомощности у детей посвящены труды В.В.Аршавского, И.С.Коростелевой, В.С.Ротенберг и др. Авторы отмечают, что детскую беспомощность можно наблюдать у детей в момент реагирования ими на значимую ситуацию, где в поведении ребенка детская беспомощность может проявляется, как стеоретипная деятельность, или перебор стеоретипных действий, не приносящих результата.

Р.Берн считает, что, вследствие отрыва ребенка от матери, «Я – концепция» оказывается полностью лишенной позитивного содержания, а согласно взглядам Эриксона, в этом случае у ребенка не образуется базового доверия к окружающему миру. Дефекты, возникающие в «Я – концепции», могут приводить, по мнению данных ученых, к агрессивным реакциям.

 

Согласно взглядам таких ученых, как Мак-Дауголл, К.Коффка, Л.Морган, Л.И.Божович, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, характер переживаний свидетельствует о состоянии наличных у ребенка потребностей. Они отмечают такую зависимость: “чем более существенными будут эти потребности, тем более сильными и глубокими окажутся его переживания”(5, С.157).

Отвечая на вопрос: «В каком возрасте ребенку уже не наносит вреда недостаток материнской ласки?», Дж.Боулби акцентирует наше внимание на следующих моментах:

«В возрасте от трех до пяти лет степень риска еще высока, однако на много меньше, чем прежде.

После пяти лет риск отклонений уменьшается еще больше, хотя не может быть сомнения в том, что большая часть детей от пяти до семи-восьми лет не способна удовлетворительным образом приспособиться к разлуке, особенно если она внезапна. »(6, С.152-154).

Знания о переживании ребенком разлуки с матерью; типах поведения депривированного ребенка; о факторах возникновения проблемного поведения детей в условиях учреждений закрытого типа несомненно помогут педагогу и психологу грамотно простроить индивидуальную работу со своими подопечными, таким образом чтобы снизить детскую агрессию при взаимодействии ребенка с окружающим (взрослыми, сверстниками, игрушками и т.д.)

Безусловно, что один из факторов возникновения проблемного поведения детей в условиях СРЦН – это разлука с близкими. Однако, это именно тем домом, в котором порой не находилось место игре и игрушкам в полной мере.

Дети интернатных учреждений и детских домов в силу обстоятельств были лишены как игр, так и возможности быть вовлеченными в решение умело организованной дидактической задачи. Поэтому, увидев яркую игрушку, при обследовании ее (независимо от того, сколько лет “испытателю” - 5 или 10), ребенок очень активен и почти всегда стремится к познанию объекта и поиску сокрытого в ней таинственного знания. Необходима лишь умелая помощь со стороны взрослого, где важно увидеть, в какой момент предложить маленькому открывателю участливый взгляд, одобрение, поддержку… Или, может быть, просто создать условия, где ребенок и игрушка останутся друг с другом наедине. В какой степени открытие станет возможным на сегодня, определит лишь сам ребенок.

Может быть, именно в словах “создание условий” заключен особый смысл работы педагога, работающего в интернатах, детских домах, СРЦН.

Спокойная обстановка, желание исследовать, умный взрослый и мудрая дидактическая игрушка - все это так часто необходимо ребенку в открытии и принятии своего «я», того «я», которому необходимо, несмотря на бурные обстоятельства жизни, идти уверенно и смело в свое завтра. Только в индивидуальном контакте с ребенком можно увидеть грань между зонами актуального и ближайшего развития, почувствовать момент возможного перехода на более сложную, но все же успешно решаемую задачу.

При выполнении дидактической задачи ребенку, имеющему затруднения при выполнении задания, может быть осторожно предъявлена помощь взрослого, которую мы разделяем по трем группам: организующая, направляющая, практическая. Учитывая материалы С.Д.Забрамной и Е.А.Стребелевой, мы выделяем в каждой группе помощи взрослого следующее: организующая помощь – ласковый участливый взгляд педагога; одобрение детского интереса к выполнению задания; подбадривание действий малыша, что он непременно справится с заданием; направляющая помощь – повторение инструкции; косвенные вопросы к дошкольнику; проговаривание с ребенком последовательности выполнения части задания; уточнение результатов ближайшего этапа в ходе работы; практическая помощь – по алгоритму (работа со схемой этапа (одного или нескольких) выполнения задания); по образцу (выполнение задания «рядом» каждого участника игры, где и у взрослого и у ребенка по одному комплекту игрового материала); по показу способа выполнения действия; совместное со взрослым выполнения задачи «рука в руку». Все перечисленные виды помощи мы рассматриваем как условие, помогающее ребенку, лишенному родительского попечения добиться позитивного результата и поверить в собственные силы.

Вероятно, в данном случае рабочая формула, которой необходимо руководствоваться педагогу, должна быть следующей: ребенку предлагается сначала интересующая его игрушка или результативные игры, гарантирующие успех конкретного мальчика, конкретной девочки; затем возможна постановка более сложной дидактической задачи либо на этих же игрушках, либо на других, где выбор материала зависит от интересов ребенка; в заключении обязательно должна быть игра, где ребенок почувствует себя в ситуации успеха. В.А.Сухомлинский выделяет успех – единственным источником внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей. Предложенные варианты в создании условий, на наш взгляд, помогут педагогу не только в умелом предъявлении задания воспитаннику, но и снимут возможные агрессивные реакции ребенку в ходе данной деятельности при достижении результата и во взаимодействии с окружающими.

В условиях учреждения итернатого типа у ребенка проявляется агрессия разных степеней выраженности от плача, крика до нанесения физических травм окружающим. Появление и преобладание агрессивных импульсов может быть следствием перенесенного травматического опыта, в который входят, в том числе и разлука с близкими и психологическая травма в результате насилия над детской личностью.

С.А.Завражин, в своих работах, затрагивая проблемы агрессивного поведения и фантазии детей, отмечает, что понимание маленьким ребенком агрессии «по - своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных витальных потребностей / в пище, свободе движений…./»(3, С.44). Насилие воспринимается им как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанных желаний и побуждений. К актам насилия, указывает С.А.Завражин, ребенок может относить довольно широкий набор действий: от вербальных внушений, произносимых повышенным тоном до лишения лакомства, игрушки. Эта палитра станет очень широкой, если мы будем перечислять формы насилия, пережитые детьми в неблагополучных семьях.

Процесс освобождения ребенка от подобного рода переживаний, сброс накопившегося отрицательного импульса происходит в игре - в самом лучшем релаксационном средстве. Оптимальным средством снятия возникшего напряжения автор считает детскую фантазию. С.А.Завражин пишет, что «в фантазиях, как и в игре, ребенок старается компенсировать свои агрессивные импульсы, реконструируя ситуацию таким образом, чтобы она не вызывала травмирующего эффекта»(3, С.45).

С.А.Завражин предлагает в своих работах педагогу грамотно выстраивать свои взаимоотношения с ребенком, в состоянии агрессии, учитывая при этом:

Что реально пережитое насилие и возникшая на этой почве агрессивная фантазия сливаются вместе и воспринимаются ребенком как одно целое, яркое событие, что вызывает опасность переноса его во взаимоотношения с окружающими.

Если со стороны взрослого ребенок встретил негативную реакцию на его агрессивные проявления в игре или фантазировании, то как следствие этого ребенок еще более концентрируется на своих фантазиях, причем их «катарсический эффект снижается, а агрессивный возрастает, увеличивая при этом и поле реальной агрессии»(3,С.45)

Рассматривая пирамиду человеческих потребностей А.Маслоу, становится очевидным, что потребности высшего порядка не смогут стать доминантными для ребенка, пока не будут удовлетворены потребности его самоуважения, которые порождают уверенность в себе, осознание того, что он необходим в этом мире. При нереализованных потребностях у человека возникает чувство неполноценности, слабости, зависимости – слагаемых негативного самовосприятия, которые в свою очередь приводят к агрессивным проявлениям, выступающим в качестве психологической защиты от окружающих.

В современной психологической литературе понятие «психологическая защита», в широком смысле слова, обозначает реакцию организма с целью сохранения себя и своей личности. А.А.Крылов, определяя данный термин, уточняет, что человек использует психологическую защиту неосознанно, чтобы оградить свои внутренние психологические структуры и свое «Я» от таких чувств как тревога, стыд, гнев, а также ситуаций, оцениваемых им, как опасные.

Полагаясь на данные исследователей, механизмы защиты в количественном варианте строго не определены, так, например, Л.И.Вассерман описывает – тридцать четыре, А.Фрейд – пятнадцать. Основатель этих стратегий З.Фрейд определил их следующим образом:

Вытеснение как основную стратегию, обеспечивающую наиболее прямой путь ухода от тревоги.

Проекцию, где индивид, приписывая собственные мысли, чувства, поведение окружающему, и, прежде всего людям с кем взаимодействует, ищет выход из создавшейся ситуации.

Замещение, за счет чего идет переадресование импульса от объекта, с более выраженной угрозой к объекту менее угрожающему.

Рационализация - стратегия, помогающая субъекту исказить тревожную реальность, таким образом, чтобы защитить свою самооценку.

Реактивные образования, под которыми подразумеваются обратные действия субъекта.

Регрессия, помогающая за счет детских моделей поведения смягчить опасность и тревогу.

Сублимация – в этой стратегии человек изменяет свои импульсы таким образом, чтобы они были адекватны, социализированы относительно мыслей и действию окружающих его людей.

Отрицание – отказ от произошедшего неприятного события.

К.Хорни отмечает, что тревожное состояние мы сознательно воспринимаем как вызов, который не может быть приятен, но «можно сказать, что ничто другое не вызывает в нас столь резкое противодействие, как осознание того, что мы должны изменить нечто внутри нас»(9,,С.171). Эти изменения влекут за собой появление в поведении ребенка психологических механизмов защиты, необходимых для индивида, его самосохранения по отношению к изменившимся условиям среды.

А.Фрейд сформировала представление о том, что набор защитных механизмов определяет уровень адаптированности личности, носит сберегающий характер, предотвращая дезорганизацию и распад поведения, поддерживает нормальный психологический статус личности.

Физиологи - И.П.Павлов Н.М.Щелованов связывают состояние адаптации человека с напряжением в системе высшей нервной деятельности, где отводят большую роль динамическому стереотипу. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова свидетельствует о том, что динамический стереотип представляет собой поведенческую систему организма, которая всегда требует достаточного количества информации для приспособления к возникшим условиям. Если переход в новую среду вызывает недостаток информации, то это всегда будет связано с определенными трудностями, напряжением в нервной системе, что может вызывать отрицательные эмоции.

С точки зрения И.П.Павлова, П.К.Анохина, П.В.Симонова изменения, происходящие в окружающей среде обычного образа жизни, всегда приводят к изменению эмоционального состояния.

Эмоциональное состояние, возникающее у детей в период пребывания в социозащитных учреждениях, как утверждают психологи: Л.Я.Олиференко, А.М.Прихожан, И.А.Фурманов, Т.И.Шульга, А.Б.Быков, как правило, бывает отрицательным, и отражает тревогу ребенка – «чувства, связанные с будущим, а, поскольку будущее всегда неопределено, тревога входит в наше к нему отношение»(7,С.186). Ч.Рикрофт отмечает, что это чувство направлено в будущее, значит и чувствовать его может, только тот, кто предвидит, что будущее у него есть, то есть это показатель, что человек не расстался с надеждой на свое завтра. В подтверждении данного положения, можно взять афоризм Спинозы: «Страха не может быть без надежды, надежды не может быть без страха». Тревога, таким образом, является признаком жизни, и есть соблазн сказать, что, как и надежде, ей всегда найдется место в человеческом сердце»(5,С.188). Грамотный профессиональный взрослый может применить в своих педагогических подходах к ребенку эти знания, с целью выстраивания позитивных жизненных перспектив у воспитанника.

В ходе взаимодействия педагога с воспитанником в условиях игровой деятельности, профессиональный взрослый должен учитывать, что в каждой дидактической игре обязательно присутствует волевой компонент. Также к этому направлению относятся и почти все подвижные игры, где единственный путь решения игровой ситуации — выполнение заранее обговоренных правил участниками игры. Принятие правила - это сознательное подчинение. В деятельности работников социальных учреждений именно этот тип игр играет особую роль еще и потому, что у детей, лишенных родительского попечительства, подорвано, подвергнуто сомнению базовое доверие к миру. Любое предложение взрослого к ребенку встречает чаще всего сопротивление, ломка которого может быть чревата для психики ребенка. Если мы сломаем это сопротивление, то, возможно, нарушим его внутренние формы защиты.

В заключении отметим, что ребенок, находящийся в СРЦН - это, как правило:

Ребенок депривированный, оказавшийся без опеки близких взрослых.

Человек с неудовлетворенными потребностями нижележащего порядка (органические потребности, потребности в безопасности, потребности в признании…)

Ребенок в ситуации неопределенности, временного состояния.

Малыш, решающий самостоятельно возникшие трудности, исходящий при этом из своего опыта: пережитые ситуации насилия над собственной личностью, свидетель чужих страданий, пережитый травматический опыт разлуки с родителями.

Вышесказанные особенности часто становятся причиной возникающих у ребенка проблем в общении с окружающими людьми. Он неуспешен в разрешении конфликтных ситуаций во взаимодействиях как со взрослыми, так и с воспитанниками данного учреждения. При этом стремится обвинить окружающих, не способен конструктивно разрешать возникшую конфликтную ситуацию, часто проявляет агрессию. В этом ключе стоит рассмотреть точку зрения ученых В.С. Ротенберга, М.С. Бондаренко, Г.Аммона.

Ученые физиологи, В.С. Ротенберг, М.С. Бондаренко, проявление агрессивности связывают с неправильно сориентированной поисковой активностью. А немецкий психотерапевт, Г.Аммон, утверждает, что человек рождается с потенциалом конструктивной активности, т.е. со стремлением, которое направлено на освоение и творческое изменение себя и окружающего мира. При нормальном воспитании данная активность ведет человека к творчеству, при дефектном - преобразуется в деструктивную агрессивную реакцию. Но независимо от знака « + » или « - » потенциальная агрессивность должна найти выход. Это важно для понимания сущности агрессивности детей, лишенных близких взрослых, и нахождения вместе с ними, в ходе взаимодействия (педагогического общения) путей перевода деструктивной агрессии в конструктивную.

Один из этих путей, на наш взгляд, это развитие способности к творческому разрешению возникшей проблемной ситуации в условиях дидактической игры на развитие эмоциональной сферы, а также на развитие воображения.

Психолог Е.Е.Кравцова в своей монографии «Разбуди в ребенке волшебника» доказывает, что многие виды игр ребенка, (особо выделяя режиссерскую игру ) становятся помощником ребенку в трудной жизненной ситуации. Большая роль отводится Е.Е.Кравцовой типу взаимоотношений взрослого и ребенка в совместной игровой деятельности, где все равны. «Обязанности взрослого при этом заключаются, во-первых, в показе разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия ее требовали творческих, а не стандартных решений. В совместной с ребенком деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания» (4,С.111)

ВЫРАБОТАТЬ УМЕНИЕ У РЕБЕНКА НАХОДИТЬ МНОГИЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ЗАДАЧИ В ЛЮБОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ – ОДНА ИЗ САМЫХ ТРУДНЫХ И САМЫХ НЕОБХОДИМЫХ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ЛИШЕННЫМИ ВРЕМЕННО ИЛИ ПОСТОЯННО РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Бережковская Е.Л. Развитие личностных позиций общения у детей в различных возрастных периодах: Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование». М., 1996.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Детская психология /Под.ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

Завражин Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии,1993. № 5. С.43-49.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/ Ред.-сост. В.С.Мухина. М.: Просвещение, 1991

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Синева Е.Б. Зинина С.М. Особенности психолого-педагогической работы с детьми в приютах и центрах реабилитации для несовершеннолетних// Учебно-методическое пособие для практических психологов и социальных педагогов / Под ред. Т.И.Чирковой. – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2004. 96с

Хорни К. Невротическая личность нашего времени Самоанализ / Пер. с англ., Общ. ред. Г.Бурменской. – М.: Изд.группа «Прогресс» - «Универс», 1993. – С.33-47

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ