Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Роль физического воспитания в жизни детей дошкольного возраста

Автор: Трудолюбова Юлия Дмитриевна, Педагог

Роль физического воспитания в жизни детей дошкольного возрастаОдной из главных проблем современного общества является гиподинамия (низкая двигательная активность). Её последствием часто становится повышение уровня таких заболеваний как: ожирение, болезни сердца, простудные заболевания.

Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Чтобы не допускать этого, необходимо с раннего возраста приобщать детей к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом, к подвижным играм.

Конечно, замечательно, когда родители, являются примером для своих детей, но, к сожалению, это бывает не так часто. Обычно, в бесконечной спешке нашей жизни, они уделяют мало внимания вопросу спорта и активности своих детей. В такой ситуации важную роль в физическом воспитании играет занятие физкультурой в детском саду, школе или в досуговых центрах. А педагог по физическому воспитанию создает условия для формирования устойчивого интереса ребенка к занятиям физической культурой.

Гармоничное развитие дошкольника должно включать полноценное физическое развитие. В этом возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У детей активно формируется нервная и костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат, именно поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Дальнейшая деятельность ребенка, а именно учеба в школе во многом определяется его физическим состоянием, чем более здоров ребёнок физически и эмоционально, тем легче он вольётся в школьную жизнь, тем проще ему будет справляться с большими умственными нагрузками.

Соответственно, одной из главных задач является задача охраны и укрепления здоровья детей. А значит, деятельность педагога направлена на развитие и правильное функционирование организма, формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков, борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.

Необходимо вырабатывать у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении. Для этого детям необходимо объяснять важность следующих факторов:

1) Гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста.

Способы достижения положительных результатов:

1) Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников необходимо как можно шире применять подвижные игры. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер.

2) Педагог должен находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать зону его актуального и ближайшего развития, помнить, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. Здесь особенно важна роль личности педагога, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию, но без помощи и участия родителей невозможно достичь хороших результатов.

3) В выполнении упражнений нужно соблюдать преемственность и последовательность от простого к сложному. Только научившись хорошо выполнять определённые базовые упражнения можно переходить к более сложным. Давно замечено: «Для того чтобы научиться бегать, сначала нужно научиться ходить». Прислушивайтесь чаще к этому совету.

4) Регулярность занятий – важная составляющая физического развития. Кроме занятий в дошкольном (школьном, досуговом) учреждении требуются регулярные нагрузки, даже в малом количестве. Это всем знакомая утренняя гимнастика, которую родители могут проводить для ребёнка сами, а так же динамические паузы во время подготовки домашнего задания, либо просмотра телевизора. Именно поэтому важно поддерживать тесную связь педагога и родителя, чтобы своевременно изменять объём нагрузки, либо вводить новые упражнения.

5) Взрослые должны отказаться от привычки выделять детей, которым отдельные движения даются легко, и подчеркивать в этом упражнении недостатки другого ребенка. При этом важно отметить, что наиболее желательно сравнение ребёнка не с кем-то из других детей, а с самим собой на более раннем этапе. Например, если раньше ребёнок очень медленно проходил полосу препятствий или не умел одной рукой ловить мяч, а сейчас научился, то именно это следует отметить и рассказать о его достижении другим детям. Можно отметить на примере аналогии, что и у другого малыша в будущем получится что-то, что сейчас ему удаётся не совсем. Это важно, чтобы дети чувствовали поддержку и признание своих способностей и учились прогнозировать результат в будущем. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях, находить то, в чём дети сильны, чем выделяются на фоне остальных и чем они могут гордиться на настоящий момент.

Физическое воспитание – сложный и длительный процесс, который при внимательном и согласованном подходе педагогов и родителей закладывает мощный фундамент для развития из ребёнка здорового человека.