Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Играть и развиваться (рекомендации родителям в выборе игрушки)

Полезная информация

Играть и развиваться (рекомендации родителям в выборе игрушки)

Автор: Ножина Дарья Андреевна, Педагог-психолог

Сегодня всё большую актуальность приобретают развивающие игрушки. С их помощью в процессе игры родители могут помочь ребёнку освоить новые знания и получить новые навыки. Направленностей у таких игрушек много – одни развивают тактильную память, другие зрительную, третьи развивают моторику, учат ходить, говорить и читать.

Современные развивающие игры можно поделить на несколько видов:

Сенсорно-двигательные тренажёры

Это игрушки, которые сопровождают малыша с самого его рождения. Сюда относятся погремушки, музыкальные инструменты, волчки, подвески. Игрушки стимулируют развитие у ребёнка органов чувств и восприятия цветов, формы, размеров предметов.

С 2-3 месяцев рекомендованы легкие погремушки с округлыми тонкими стержнями, с 6 месяцев покупайте погремушки с фигурными ручками диаметром 2-3 см, после 9 месяцев можно давать малышу объёмные погремушки с диаметром у ручки более 3 см.

Сортеры

С их помощью ребёнок сможет изучить геометрические фигуры и цвета. Играя с такими фигурками и вставляя их в отверстия разной формы, ребёнок познакомится с таким понятием как «размер». Такие игрушки хорошо давать в игру детям от полутора лет, они развивают логику и причинно-следственные связи между предметами.

Кубики

Кубики универсальная игра. Благодаря им дети могут учить и запоминать не только цифры и буквы, они так же могут строить самые настоящие башни и крепости, развивая фантазию и креативность.

Абаки (Счетные столики)

Эта игрушка представляет собой специальные штырьки, на которые нанизываются разнообразные предметы – кольца, шарики, кубики, мелкие предметы, сортируемые по цвету, размеру, форме. Абаки бывают в виде паровозиков, пирамид, каталок, фигур животных и людей. Данные игрушки очень ресурсные. Они формируют сенсорные представления ребёнка, учат анализировать и группировать предметы, способствуют усвоению размеров, цветов, обучают счёту, соотношению «больше-меньше», стимулируют использование предлогов.

Пирамиды

Вариативность данных игрушек очень большая. Пирамиды бывают конусообразные, круглые, мягкие, пластмассовые, деревянные и т.д. Плюс данной игрушки в том, что её можно использовать в играх с детьми самого раннего возраста. Игрушки развивают навыки манипулирования с различными предметами, мелкую моторику, способствует усвоению соотношений «больше-меньше», и различию цветов, стимулируют использование предлогов.

Бусы и шнуровки

Данные игрушки бывают двух видов: объёмные и плоскостные. Выполнены бусы могут быть из самых различных материалов. Данная игрушка очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а так же способствует формированию практических умений малыша, связанных с мелкой моторикой.

Трансформеры

Это вид игрушек из различных материалов – ткани, дерева, пластмассы и др. Форма таких игрушек может быть различной и даже изменяться от действий ребёнка. Игрушки - трансформеры помогают в развитии тактильных ощущений ребёнка, зрительного восприятия, а также пространственного мышления.

Конструктор

Такие игры развивают мелкую моторику, фантазию и воображение. К каждому конструктору предлагается набор образцов моделей, которые можно смастерить, или же можно придумать что-то интересное самому. Выбирать конструктор, следует, ориентируясь на возраст ребенка. Для малышей не подойдут игры с мелкими деталями, которые ребёнок может проглотить.

Наборы для активных игр

Сюда относится спортивный и бытовой инвентарь, который может использоваться в подвижных играх на природе или дома. Сюда могут относиться совочки и тазики, ситечки и кружечки, игрушечные фрукты и овощи, плавающие игрушки, автомобили на веревках, разнообразные игрушечные предметы повседневного обихода (от часов до телефонов), спортивные снаряды, мячи и так далее. Активные игры помогут ребёнку усвоить способы действий с разными предметами, помогут в развитии не только координации движений, но и фантазии ребёнка.

Пазлы

Эти игры интересны как маленьким, так и взрослым. Они развивают логику, мелкую моторику рук, образное мышление. Выбор паззла зависит от возраста ребёнка, для совсем маленьких подойдут игры с крупными деталями и простым рисунком.

Интерактивные игры

Это всевозможные «говорящие и звучащие игрушки». Они могут развивать как музыкальный слух, так и звуковое восприятие, память. Выбирать такие игры следует тоже ориентируясь на возраст ребёнка. Для маленьких детей подойдут игры с короткими мелодиями, для детей постарше можно выбрать мелодии более длинные и сложные.

Игры по правилам

Это всевозможные игры с уже написанной инструкцией, где указаны правила игры. Такие игры будут интересны для старшего дошкольного возраста и младшего школьного. Примерами таких игр служат: домино, шашки, шахматы, «монополия», «морской бой» и т.д. Чем младше возраст ребёнка, тем проще должны быть правила. Такие игры будут развивать логику, мышление и закреплять причинно-следственные связи.

Настольные динамичные игры

Настольный футбол, волейбол, хоккей – это и есть настольные динамичные игры, в которые можно играть всей семьей. Они развивают быстроту реакции, логику и моторику.

Игрушки для сюжетно-ролевых игр

К таким игрушкам относятся тематические наборы (магазин, доктор, учитель и т.д.), куклы, машинки, мягкие игрушки. Такие игрушки способствуют развитию фантазии, воображения, помогают социальной адаптации ребенка, которая включает в себя общение со сверстниками детском саду и школе. С их помощью он может примерить на себя разные социальные роли, такие как родитель, ребёнок, воспитатель, ученик, врач, больной, и т.д.

Образные и сюжетные игрушки

Сюда относятся пальчиковые игрушки для кукольного театра, куклы би-ба-бо, неваляшки, игрушки – подушки, резиновые пищащие зверюшки и обычные мягкие игрушки. Такие игры рекомендованы с младенчества. Благодаря таким играм развивается память, образное мышление, воображение и фантазия. Они так же подходят для совместной деятельности и скрасят любой семейный вечер.

 

Самое главное, игрушка должна быть не только красивой и полезной, но и безопасной, чтобы не навредить здоровью вашего ребёнка. Для начала, взяв игрушку в руки, внимательно её осмотрите, проверив на целостность. Проверьте работу всех механизмов, если они имеются. Запах, вид и состояние игрушки не должны вызывать у вас никаких сомнений. Предпочтительно выбирать игрушки из натуральных материалов, чтобы ребёнок имел возможность познакомиться с разной фактурой, учился по весу определять из какого материала сделан предмет, развивал тактильное восприятие. Обязательно прочтите инструкцию перед использованием игрушки, если таковая прилагается.

Стоит выбирать игрушку исходя из особенностей ребенка, если он подвижен, любит практическим путем изучать игрушки и их строение, следует позаботиться о том, что бы у него была такая возможность. Пусть игрушка состоит из нескольких частей, легко собирается и разбирается, но при этом не утрачивает свою функциональность и сохраняет эстетичный внешний вид. Маленьким детям не стоит покупать дорогие и хрупкие игрушки, которые вам самим потом будет жалко отдавать в руки ребёнка поиграть. Выбирая игрушку, следует задать себе вопрос «я выбираю игрушку себе или ребёнку?»

Выбранная игрушка должна соответствовать возрастным особенностям и психическому развитию ребенка. Она не должна пугать резкими звуками или же яркими неприятными цветами и картинками.

Самое главное помнить, что выбор игрушки это действительно очень важный вопрос. Будьте внимательны и прислушивайтесь к желаниям ребенка. Мы желаем вам успехов!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ