При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Ребенок с особенными потребностями в развитии. Практически шаги в обучении детей простейшим бытовым навыкам
Так много названий, диагнозов, симптомов и синдромов, обуславливающих тяжелые нарушения в развитии психических и физических процессов у детей, и так мало объяснений для родителей о том, как можно помочь своему ребенку расти и развиваться. Ведь помогают детям в основном родители, которые ежедневно общаются с ними, направляют, учат и помогают справляться с повседневными трудностями.
Для ребенка с особенностями даже простые вещи вокруг могут стать учебными предметами, которые условно можно разделить на три области: физический опыт (ребенок познает свое тело), предметный мир (ребенок познает предметы своего окружения), и социальный мир (ребенок познает окружающих).
Но, все-таки часто для родителей важнее обеспечить быт и каждодневное пребывание с ребенком в более комфортное времяпрепровождение, которое приносило бы радость от того что у твоего ребенка начинает что-то получаться.
Поэтому в первую очередь детей с ограниченными возможностями специально нужно учить тем навыкам и умениям, которые для них доступны которые могут повторяться каждый день, составляя так называемые рутины (одеваться/раздеваться, умываться, принимать пищу, снимать/надевать обувь, убирать игрушки, вытирать со стола, посещать туалет, мыть и вытирать руки).
Например, для того чтобы сформировать умение самостоятельно одеваться/раздеваться ребенку нужно – шкафчик с полками для одежды и обуви, удобные и подобранные по высоте стулья, наличие одежды, иногда карточки с изображением одежды. Для формирования умения умываться и ухаживать за собой – набор личных принадлежностей (зубная щетка, полотенце, расческа, носовой платок), зеркало по росту ребенка. Для навыка пользования туалетом - перестать пользоваться памперсами, после 4-5 летнего возраста обучать пользоваться унитазом с разными сидениями, туалетной бумагой.
Родителям важно учить ребенка правильно двигаться, правильно держать и использовать предметы. Сначала такие навыки отрабатываются совместно со взрослым, например, ребенка учат держать ложку «рука в руке» с взрослым, с максимальным привлечением внимания к происходящему: взрослый физически помогает осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их.
При обучении ребенка самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Обучение любому навыку проводится в медленном темпе, с паузами, повторяя много раз одно и тоже.
Следуя следующему примеру можно любой навык разделить на несколько шагов и постепенно обучать ребенка начиная от простого к сложному (от нанизывания колец крупной пирамидки на деревянную палочку и до нанизывания бусин на проволоку).
Пример
Надевание свитера или футболки можно разделить на следующие шаги, которые могут занять у вашего ребенка от одного дня:
Во время обучения любым навыкам не следует забывать о том, что мы учим ребенка самостоятельности и поэтому помощь взрослого должна постепенно уменьшаться. А навыки автоматизироваться, оставляя больше времени и сил мозга на обучение ребенка предметной деятельности (вкладыши, нанизывание, разные пирамидки, классификация, конструирование, вырезание и т.д.). На обучение его речи и коммуникации, на понимание окружающей действительности, на знакомство с социальным миром (магазин, театр, общественный транспорт, детский сад).
Особенному ребенку мы постоянно должны помогать, показывать что-то новое, покоряя вместе с ним окружающий мир, поощряя его за успех, подталкивая его к тому, что мир полон интересных вещей, которые дадут ребенку позитивную установку на окружающий мир.
По материалам Центра лечебной педагогики г. Москва и БелАПДИиМИ г. Минска