Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   К правильной речи маленькими шагами

Полезная информация

К правильной речи маленькими шагами

Автор: Полякова М.А., Логопед

У каждого человека разные цели, и он намечает их, чтобы достичь определённых вершин, например, у спортсмена может быть цель — участие в Олимпийских играх, у пловца — переплыть реку, у экстремала — прыгнуть с парашютом и т.д. Но всех этих людей объединяет одно — они идут к достижению своих целей постепенно, поэтапно, ведь любой успех не приходит без труда.

Для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, целью является воспитание и развитие детей таким образом, чтобы во взрослой жизни они смогли стать самостоятельными, независимыми и взаимодействовали с окружающими без барьеров.

Одним из этапов в достижении данной цели является развитие у ребёнка навыков речевой деятельности. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта, проводят различную коррекционную работу.

Зачастую при коррекции дефектов речи у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно одних лишь логопедических приёмов, а необходимо комплексное воздействие на психические функции, слуховой и зрительный анализаторы, моторную и речевую деятельность ребёнка.

Например, развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребёнка. Для развития мелкой моторики, помимо пальчиковой гимнастики и массажа, нужно как можно больше заниматься творческой работой: лепка, рисование, аппликация. Учимся завязывать шнурки, расстёгивать и застёгивать пуговицы, развивать тактильное восприятие с помощью предметов с различной степенью гладкости и шероховатости (ощупывать корку апельсина, яблока, огурца и т.п.), предметов с различной величиной и формой (горох, рис, греча и т.п.).

Необходимо все действия ребёнка сопровождать речью, не реагировать на его указательный жест, требующий тот или иной предмет, а стимулировать речь ребёнка, чтобы он сам мог попросить то, что ему нужно. Так же для стимуляции речи и для развития словарного запаса у ребёнка нужно с ним больше читать, рассматривать картинки, задавая ему вопросы типа «что это?», «где на картинке мяч?- скажи “мяч”».

Не стоит просить ребёнка повторять длинные, сложные или непонятные слова, если у него не сформировано большинство звуков. Если ребенок почти ничего не говорит, то следует начинать работу практически с нуля, с освоения неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи (начиная с гласных звуков, постепенно переходя к освоению более сложных согласных).

При развитии звукопроизношения уделяют внимание различным артикуляционным и дыхательным упражнениям, в том числе и массажу (если это необходимо). Язык — это мышечный орган, и от того, насколько он подвижен, насколько хорошо развиты его мышцы, зависит, сможет ли ребёнок произносить тот или иной звук, и каково будет качество этого произношения. Постановка звуков может осуществляться как по подражанию (ребёнок повторяет за взрослым), так и механическим способом (с помощью логопедических зондов, шпателей или их заменителей, например, ложки). О том, какие именно упражнения нужно выполнять, расскажет логопед. Для повышения эффективности его работы, важно чётко выполнять все указания.

Все мы любим своих детей, ожидаем от них больших достижений, смотря на других детей. Но нельзя сравнивать конкретного ребёнка с его сверстниками, а надо сравнивать его прошлые результаты с нынешними достижениями, тогда прогресс будет заметен, ведь все люди разные и развитие у каждого протекает индивидуально.

Успех ребёнка зависит от желания родителей, от их положительного настроя. Чем больше родители занимаются со своими детьми, тем выше результат.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ