Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Мифы о сиротстве

Полезная информация

Мифы о сиротстве

Одно из главных препятствий к тому, чтобы тысячи детей, оставшихся без родителей, вновь приобрели семью – мифы и стереотипы, которые прочно «вросли» в общественное сознание.

 

Разберём некоторые из них.

Появление мифа «Воспитание в коллективе – это замечательно» мы обязаны А.С.Макаренко. Но здесь важно отметить тот факт, воспитанники Макаренко – это те дети, кто осиротел во время войны. Когда-то они были обычными домашними детьми: их любили, о них заботились, и это стало для них опорой на всю жизнь.

Государственное учреждение помогло им выучиться, не попасть под дурное влияние.

Сегодняшние сироты – это либо жертвы домашнего насилия, либо дети, не знавшие своих родителей. У них, в подавляющем большинстве, нет и представления о нормальной семье.

Поэтому они не способны создавать семьи, растить собственных детей, которые тоже нередко оказываются в государственных учреждениях и повторяют судьбу своих родителей. Детям, которые не имели позитивного семейного опыта, поможет только семья.

Система воспитания детей в государственном учреждении стала настолько привычной, что кажется многим единственно возможной. Между тем в большинстве развитых во многих не столь экономически благополучных странах нет детей, оставшихся без попечения родителей. Их устраивают в семьи.

К сожалению, приходится порой слышать, что «все эти детдомовцы больные и ненормальные». В самом деле, редкий брошенный ребёнок имеет запись в медицинской карте «практически здоров», все дети имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения развития речи. С точки зрения обывателя это объясняется генетикой. Это удобное объяснение, так как оно позволяет ни о чём не задумываться. Например, о том, что больной ребёнок может родиться в любой семье. Но самое главное – не хочет думать о том, что именно привело к такому состоянию. А ведь за этим стояло чувство одиночества, пренебрежение и жестокое обращение взрослых, потеря семьи, какой бы она ни была, состояние полной неопределённости в жизни. Когда ребёнок лет семи непрерывно сосёт палец, или чуть что садится на пол, и начинает раскачиваться из стороны в сторону, не реагируя на уговоры, это выглядит пугающе. Но действительно страшно даже не это, а то, что за спиной у такого ребёнка – тысячи одиноких ночей, когда никто его не уговаривал, никто не укачивал, и ему приходилось успокаиваться самому, как мог.

Другой пример: ребёнок не хочет учиться. Слушает и как будто не слышит, не понимает элементарных вещей. Гены? Патология? А что бывает со взрослыми благополучными людьми после катастрофических событий в жизни? Способны ли они в это время проявлять любознательность, сосредоточенность? Между тем, у ребёнка, изъятого из семьи, произошла во внутреннем мире ещё большая катастрофа. Ведь у него нет жизненного опыта, нет других точек опоры. У него рухнул мир. А ему объясняют таблицу умножения. Получается, что это не ребёнок ненормальный. Это жизнь у него сложилась ненормально. И все расстройства здоровья и поведения, которые мы наблюдаем, - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, и генетика тут не причём. Как только ребёнок поверит, что его любят, он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два в жизни любящей, заботливой семьи ребёнок буквально расцветает, проходят хронические болезни.

Мифы – очень сильны и упорны. Они сидят глубоко в сознании, мешая думать и действовать. Отмахнуться от них невозможно, их можно только преодолевать.

 

Елена Раина, председатель клуба приёмных родителей «Очаг»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ