При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
Автор: Широкова О.В., Педагог-психолог
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка.
Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства при этом он испытывает. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл прощения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждения, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.
Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком. И рычаги управления теряются после того как ребенок перестает бояться.