Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Игра в раннем возрасте

Полезная информация

Игра в раннем возрасте

Автор: Быстрова Е.В., Психолог

Одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. Если в младенчестве (до 1 года) игра отсутствует вовсе, в раннем возрасте (1-3 года) она уже есть. Например, ребенок укачивает, кормит куклу, возит в коляске тигренка.

Существует множество классификаций игры. Выделяют следующие виды:

  • сенсорные игры;
  • игры-возни;
  • языковые игры;
  • ролевые игры;
  • игры с правилами.

Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря таким играм дети узнают о своих возможностях, а также о свойствах (цвет, форма, величина) вещей, которые их окружают.

Так же как в младенчестве, дети очень любят подвижные игры. Считается, что примерно до трех лет дети играют в такие игры в одиночку, без сверстников, хотя зачастую они начинают подражать другому ребенку, начинают прыгать и скакать так же, как он.

Игра-возня часто раздражает взрослых и запрещается ими. Но по мнению психологов, игра-возня – один из примеров которой «куча мала» - учит детей взаимодействию друг с другом. Подобные игры дают ребенку возможность выплеснуть отрицательные эмоции, продемонстрировать положительные эмоции, учит регулировать как свои чувства, так и силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания. Родители часто сами прибегают к таким играм, тиская и щекоча малы­ша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной возне, а не сидел пассивно на руках у взрослого. Игру-возню, шуточный «кулачный бой» можно рекомендовать для семей, в которых существуют проблемы во взаимоотношениях между сыном и отцом. В процессе «борьбы понарошку» папа научит малыша контролировать свои чувства, движения, а также умению достойно побеждать и проигрывать.

Как правило, все дети любят играть в языковые игры, и дети раннего возраста не являются исключением. «Они экспериментируют с ритми­ческим строем речи; объединяют слова друг с другом, придавая им но­вое значение. Дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают». Главное в этих играх — не передача информации (что вообще свойственно речи), а экспериментирование со звуками, со словами.

Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей (мамы, папы, няни, докто­ра и др.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В ран­нем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,5—3 года. Сначала дети делают первые попытки изобразить что-то понарошку, но к дошкольному возрасту они понимают, чти притворяются. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.

Игра с правилами и игра-состязание. Чтобы дети смогли играть в подобные игры, им необходимо обладать определенными познавательными навыками: они должны понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры. Однако, с другой стороны, эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в их играх появляется элемент соревновательности.

Безусловно, игра оказывает сильное влияние на развитие социальных навыков малышей. Психологи выделяет 5 уровней социального взаимодействия маленьких детей:

  • игра в одиночку — на этом уровне взаимодействие полностью от­сутствует, этот уровень характерен и для младенцев, и для детей раннего возраста;
  • игра-наблюдение — ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается, дети не вступают во взаи­модействие;
  • параллельная игра — ребенок играет в непосредственной близости, рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, подражая ему, но взаимодействия еще не возникает. Это игра «рядом», но не «вме­сте», она характерна для детей от 1,5 до 2 лет. Малыши могут про­являть большой интерес к старшим детям, например, смотрят на них подолгу (тем самым вызывая их раздражение), а иногда поти­хоньку утаскивают их игрушки;
  • ассоциативная игра — дети уже в какой-то степени взаимодейству­ют, делятся игрушками, но у каждого из них свой сюжет, своя цель, они еще не координируют свои действия. Такой тип игры может уже сформироваться уже к 3 годам;
  • совместная игра — дети во время такой игры заняты общим делом: играют в прятки, строят одно сооружение из кубиков, вместе игра­ют в семью. Такие игры возникают между детьми ближе к 3 годам.

Таким образом, дети раннего возраста чаще всего играют в одиночку, в игры-наблюдения, в параллельные игры. Позже они включаются в ас­социативные, а затем — в совместные игры. Дети от 1,5 до 2 лет редко вступают в коллективные игры, им более свойственна игра «рядом», но не «вместе». Дети 1,5 лет, даже если не могут присоединиться к другим детям, иногда просто имитируют действия сверстников или более стар­ших детей, при этом они выражают сильную радость.

Играя, малыши помогают друг другу овладеть определенными физи­ческими, познавательными и социальными навыками.

Оценивая развитие трехлетки, что соответствует завершению периода раннего возраста, родители, а нередко и специалисты, обычно проверяют, овладел ли ребенок начальными представлениями о количестве (один – много, большой – маленький), знает ли основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), может ли собрать пирамидку с учетом величины колец, сложить картинку, разрезанную на две части, вложить вкладыши в соответствующие отверстия. Основной упор делают на развитие речи.

Но не только все выше перечисленное является важным показателем развития ребенка в этом возрасте.

Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые дей­ствия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредото­читься на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично пере­ключающийся с одного предмета и действия на другое — вы­зывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок растет «речистым», употребляет сложные обороты, редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теря­ется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой «вундеркинд», вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, ина­че его дальнейшее развитие может оказаться существенно «перекошенным».

Ранний возраст – период зарождения интереса к игровой деятельности, формирования игровых навыков. И если этот процесс будет успешным в раннем возрасте, то и все последующее развитие ребенка будет успешным. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте (3-7 лет) является ведущей деятельностью, деятельностью, которая ведет психическое развитие ребенка – дошкольника. И только играя, мы развиваем ребенка!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ