При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Детское воровство
Он не усвоил понятие собственности, не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении он просто берет то, что нравится, и не видит в этом ничего плохого.
Воровство может стать ответной своеобразной формой агрессии на родителей, которые относятся к своему ребенку агрессивно или не удовлетворяют какие-то его потребности. В этом случае, как правило, это может свидетельствовать о формировании эпилептоидного типа характера и о том, что в семье сильно нарушены границы.
Воровство также может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок. С таким ребенком не следует оставлять драгоценности и деньги на виду, это может стать для него непреодолимым соблазном.
Причиной воровства может являться дефицит любви и внимания: дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится. Воровство может возникнуть, когда ребенок чувствует свою приниженность, ущербность в чем-то, некомпетентность, несостоятельность дома и в детском коллективе. Также дети могут красть у своих братьев и сестер из ревности. На кражу ребенка может натолкнуть неблагополучная компания.
Важно разделять понятия «воровство» и «воровство, как заболевание» (клептомания). Симптомом заболевания служит такое поведение, при котором ребенок не может удержаться от того, чтобы взять все, что «плохо лежит». Таким образом, формируется мания воровства.
Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребенок – вор и преступник, и применяют самые серьезные меры. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что работают на уже случившееся, а не на устранение причин, ведущих к воровству.
Если ребенок копается в вашем кошельке или сумке, родители не должны делать вида, что ничего не замечают. В этом случае необходимо сделать ему замечание и поговорить. Ребенок должен запомнить, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено. Важно, чтобы этот урок повторялся неоднократно, пока дети еще маленькие.
Также важно держать деньги и ценности в недоступных местах.
Так как воровство встречается у детей, которые чувствуют себя никому не нужными, найдите способ выразить свою любовь к ребенку, не унижайте и не оскорбляйте его и других членов семьи. Важно, чтобы между родителями и детьми были доверие и уважение, только тогда вы будете для него авторитетны и сможете привить ему представление о порядочности и честности.
Дайте ребенку шанс возместить украденное. Убедите его вернуть украденное хозяину. Вместо наказаний и осуждений выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
Нельзя давить на ребенка словами: «Это ты украл? Как ты мог!». Вместо этого лучше рассказать о своем опыте из жизни и выразить свои чувства в тот момент. Нельзя ругать ребенка при всех, иначе единичный поступок станет сутью личности по принципу: раз взрослые говорят, значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убежденность в собственной испорченности. Дети должны ощущать, что могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей. Они должны понять благодаря такому опыту, что не стали плохими, совершив ошибку, а сами достойно исправили эту ситуацию.