Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Врёт или сочиняет?

Полезная информация

Врёт или сочиняет?

Автор: Бондарева А.В., Воспитатель

Очень часто фантазии детей ставят нас в тупик, и непонятно – обман это или невинная выдумка. Как распознать? Как реагировать? И если обман – зачем, для чего? А вдруг это первый творческий порыв?

Особенность детской психики такова, что ребенок не отличает выдуманные образы от реальных. Это у нас, взрослых, все четко и понятно. А ребенок искренне верит в Деда Мороза и Снегурочку, в то, что конфетку ему подарил пушистый зайчик, а в лесу живут Леший и Баба Яга. Мы сами убеждаем их в этом. И от нашей реакции на выдумку очень многое зависит. Конечно, неприятно, когда ребенок обманывает дабы избежать наказания. Но если это безобидная выдумка, и она не приносит никому вреда, не стоит делать из этого большой проблемы.

Как же правильно себя повести в подобных ситуациях? Для начала надо разобраться в причинах обмана. Вполне возможно, что он не хочет, чтобы вы сердились на него, и лжет только ради того, чтобы казаться вам лучше. А может ему, просто не хватает внимания и сочувствия. Или он просто прячется в своем придуманном мире… В любом случае, обращайте его внимание в разговоре с ним на те моменты, когда он рассказывает о реальных событиях из своей жизни, на пример фразой: «А сейчас ты говоришь правду!» Так вы поможете ребенку отличать правду от выдумки, при этом, не обвиняя его в обмане и поощряя его фантазии.

Если вы вдруг застали ребёнка «на горячем», не стоит набрасываться на него с упреками. Лучше обратите внимание на последствия «нанесенного урона» и привлеките «к процессу ликвидации беспорядка». Так, не читая нотаций и не наказывая, вы покажете ему, как плохо совершать такие поступки, и что за их последствия всегда придется ему отвечать лично.

Если ребенок честно признал свою вину - не ругайте! Похвалите за смелость и не наказывайте. Ведь наша цель, чтобы дети говорили нам правду. А потому - наказание здесь неуместно. Иначе рискуете больше не услышать чистосердечных признаний. Все равно накажут…

Не сравнивайте своего малыша с другими детьми и не раскрывайте правду о его проступках никому другому. Ни папе, ни бабушке даже в порядке исключения. Поступая так, вы как бы лишаете его второго шанса, ни даете никакой возможности сделать вид, что прошлое забыто или не существовало вовсе. Берегите его хрупкое доверие!

Можно посоветовать почитать вместе рассказ Носова "Фантазеры". Он веселый, легкий, в то же время очень поучительный. Поговорите с ним после прочтения о каждом из героев - он все поймет.

Детские фантазии говорят о том, что у вашего ребёнка нормально развивается головной мозг и мышление. Не заостряйте внимание на "плохих" фантазиях, это только подстегнёт его, наоборот, постарайтесь фантазировать с ним в "нужную" сторону. Какая вам разница, что о вас подумают посторонние люди, а те, кто вас знает, поймут всё правильно - практически все проходят через это. Спокойно, без акцентов поговорите с ребенком, спросите, почему он так говорит, его отношение к тем ситуациям, которые он рассказывает. Скажите, что если хочешь, чтоб у тебя в жизни все было хорошо, нужно думать и говорить о хороших вещах и т.д. Предложите вместе с ним придумать какую-нибудь историю, но только реальную и позитивную. Общайтесь больше со своими детьми! Поддержите его играми в театр, в концерты, пусть вживается в роли, какие ему нравятся.. Займите его, например, рисованием или какой-нибудь художественной самодеятельностью.

Период детского ничем не ограниченного воображения очень важен для формирования образного мышления. От развития этого мышления зависит и дальнейшая способность к восприятию мира во всей его сложности и многозначности, и развитие творческих способностей, и сохранение здоровья в условиях стрессов, а также внешних и внутренних и конфликтов, неизбежных в каждой жизни.

Родители должны способствовать развитию воображения ребенка и не бояться самых странных его проявлений на том основании, что они ничего подобного не испытывают, они должны очень бережно относиться к тому воображаемому миру, в котором живут их дети, и не только ради развития этого потенциала, но и ради сохранения контакта со своими детьми.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ