При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
Тревогу у родителей вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность, как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм.
Чтобы понять мотивы поведения подростков, родителям необходимо знать его психологические механизмы.
Достигнув подросткового возраста (11-15 лет) дети переживают сложный и противоречивый период, который характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества.. Они начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (из-за отсутствия необходимого опыта), в них ещё присутствует детская наивность. Однако эти планы очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых.
Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.
Кризис подросткового возраста заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. (Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности.) Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки с общественными.
В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых.
Характерные черты личности подростка в этом периоде:
Основной вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становиться очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.
Некоторые родители из чувства жалости к своему ребёнку ограждают его от реальных жизненных трудностей, излишне опекают. Но они должны помнить, что трудовое воспитание в семье - это основа формирования у подростка ответственности, самоуважения и гражданской ответственности.
Этот возраст также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что выражается в таких характерных чертах, как:
В 15-17 лет внутренняя психическая работа подростка всецело направлена в будущее.
Психологические особенности личности в этот период таковы:
В этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.).