Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Полезная информация

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Тревогу у родителей вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность, как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм.

Чтобы понять мотивы поведения подростков, родителям необходимо знать его психологические механизмы.

Достигнув подросткового возраста (11-15 лет) дети переживают сложный и противоречивый период, который характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества.. Они начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (из-за отсутствия необходимого опыта), в них ещё присутствует детская наивность. Однако эти планы очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых.

Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.

Кризис подросткового возраста заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. (Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности.) Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки с общественными.

В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых.

Характерные черты личности подростка в этом периоде:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • застенчивость;
  • агрессивность;
  • юношеский максимализм;
  • отсутствие чувства адекватной реальности;
  • повышенная тревожность;
  • стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.

Основной вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становиться очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.

Некоторые родители из чувства жалости к своему ребёнку ограждают его от реальных жизненных трудностей, излишне опекают. Но они должны помнить, что трудовое воспитание в семье - это основа формирования у подростка ответственности, самоуважения и гражданской ответственности.

Этот возраст также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что выражается в таких характерных чертах, как:

  • повышенная чувственность;
  • плаксивость (особенно у девочек);
  • противоречивость в мыслях и поступках;
  • бунтарский дух поведения.

В 15-17 лет внутренняя психическая работа подростка всецело направлена в будущее.

Психологические особенности личности в этот период таковы:

  • Профессиональное самоопределение:
    • желание оценить себя, свои способности и возможности;
    • проанализировать опыт родных и значимых людей;
    • определение престижности работы;
    • оценка финансового положения, что нередко противопоставляется духовным ценностям.
  • Временная перспектива:
    • оптимизм и высокая самооценка в старших классах;
    • сдержанная самооценка и повышенная тревожность в выпускном классе.
  • Стабилизация личности:
    • тенденция к стабилизации настроения и эмоциональности;
    • ориентация на собственные взгляды на жизнь;
    • высокое самоуважение.
  • Самоопределение в мировоззрении
    • кто есть «Я» в этом мире и на что Я способен;
    • уверенность в себе, как части этого мира.
  • Изменение учебной мотивации:
    • профессиональная направленность на предметы обучения;
    • значимое отношение к учителям (проявляется не всегда).

В этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.).

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ