Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Знакомство с тренингом

Полезная информация

Знакомство с тренингом

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

Незнакомой и новой для клиентов социальных учреждений порой является такая форма работы как тренинг. В ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка» впервые знакомятся с ней и ребята, посещающие отделение дневного пребывания несовершеннолетних, и подростки всем классом, пришедшие на занятия к психологам, и взрослые, выразившие желание принять на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и т.д.

Иногда возникает вопрос: «А зачем психолог (соц. педагог) с нами играет?», «Что от этой игры в нашей жизни изменится? Только время потеряем!». Вот в такие моменты, а вернее даже опережая их, стоит уделить внимание знакомству целевой аудитории с этой формой работы.

Необходимо это по ряду причин: во-первых, это позволит предупредить вышеупомянутые вопросы клиентов; во-вторых, снимет тревожность от неизвестности и ожидания (делать то, что понятно, гораздо приятнее, чем то, смысл которого остаётся загадкой); в-третьих, такая беседа с группой позволяет создать единое информационное пространство, ввести и объяснить те термины, которые будут часто встречаться вовремя тренинга.

Безусловно, тренер ставит перед собой ряд задач:

  • Рассказать о сути тренинга;
  • Познакомиться, рассказать о предстоящей деятельности;
  • Ответить на вопросы;
  • Снять напряжение группы;
  • Дать личный пример! Если тренер сам доброжелателен, открыт, активен, то и от группы отклик возникнет быстрее.

Чтобы решить эти задачи, полезным становится знакомство с тренингом, как с формой работы. Участникам, в зависимости от возрастных и психологических особенностей, может быть представлена информация, содержащая в себе следующие сведения.

  • У истоков тренинговой формы работы стоят всемирно известные психологи К.Левин и К.Роджерс. при этом свой вклад внесли и российские специалисты ХХ века, такие как: Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И. (Питер), Петровская Л.А. (Москва).
  • Тренинг помогает получить новый взгляд на уже известную вещь. Помогает оставаться в позиции ученика и развиваться.
  • Имеет строго очерченные временные рамки: общая продолжительность не меньше 20 часов, 1 занятие от 3 часов (может быть разбито на 7 дней по 1 занятию или на 3 дня по 2 занятия). Всё, что длится меньше 20 часов – это занятия с элементами тренинга.
  • Тренинг выполняет ряд функций: диагностическая, корректирующая, информативная, оптимизация жизни (функция поддержки), развивающая (для появления нового).
  • Работа тренинговых групп, строится на основных принципах:
    • Добровольной активности;
    • Партнерских взаимоотношений (тренер ведущий, но при этом на равных с участниками);
    • Самодиагностика (среда дает возможность осознавать и познавать себя);
    • Постоянная обратная связь (от тренера и от других участников).
  • Единство интеллектуальной и эмоциональной сфер (объясняется тем, что для регуляции своего поведения имеющиеся чувства нужно осознавать, т.к. контролируется только то, что осознается).
  • Погружение:
    • создание группы единомышленников,
    • ослабление защит, присвоение нового.
  • Изолированность (нет отвлекающих моментов)
  • Постоянный состав группы (после 1го занятия группа становится закрытой: новые члены не добавляются, уход начавших тренинг не желателен)
  • Принцип свободного пространства: создание адекватных условий помещения, атмосфера.

Существуют определённые правила группы. Чаще всего они вырабатываются совместно с участниками, поэтому понятны, актуальны и принимаемы. Правил не должно быть много (больше 10). Пример списка правил:

  1. Конфиденциальность – внешняя (не разглашай) и внутренняя (любые ссылки со слов участников группы только с их разрешения).
  2. «Здесь и теперь» - присутствие: мыслями здесь, физическое присутствие, обсуждаем, что видим здесь.
  3. Персонифицированность: обращение в первом лице и в режиме «Я посланий».
  4. Стоп (возможность остановить обсуждение или упражнение, которое приносит дискомфорт участнику, глубоко затрагивает его личные переживания).
  5. Добровольной активности.
  6. Отсутствие оценок – безоценочность.
  7. Уважение.
  8. Искренность – актуализация чувств Искренность – сознательный отказ ото лжи.

Во время тренинга используются самые разнообразные формы работы: ролевая (групповая) игра; мозговой штурм; групповая дискуссия; серия психогимнастики; беседа, дискуссия.

Знакомство с этой информацией, пусть в разном объеме для разных групп, служит таким целям, как снятие психологического напряжения и установление безопасной доброжелательной атмосферы в группе. Это в свою очередь создаёт условия для максимальной открытости и активности во время работы каждого участника над выработкой и тренировкой важных для него навыков поведения и общения с другими.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ