Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Что делать, если самооценка у ребенка занижена?

Полезная информация

Что делать, если самооценка у ребенка занижена?

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Что делать, если самооценка у ребенка занижена?Уже в дошкольном детстве можно увидеть какая самооценка у ребенка, по его поведению и поступкам.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, при завышенной самооценке дети стараются лидировать во всем, считают себя лучше, чем остальные, хотя не всегда это так.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя субъектом, а именно пассивность в действиях, такие фразы как: «Я не смогу», «Я неспособен», «У меня не получится».

О том, какая самооценка у ребенка, можно судить по его поведению. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой.

Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой. Ребенок с завышенной самооценкой всегда и во всем хочет быть лучше других. Об этом можно судить и по частоте употребления в разговорах фраз, вроде: «Я — самый умный (сильный, добрый)». Чтобы понять, какой тип самооценки у вашего ребенка, пройдите с ним несложный тест.

 

Тест «Лесенка» (Этот тест можно использовать с трех лет)

 

Смастерите с ребенком лесенку из 10 ступенек. Ее можно сделать из конструктора, склеить из бумаги или просто нарисовать. Теперь расскажите ребенку о правилах размещения на каждой из ступенек лесенки. На первой, самой нижней ступеньке размещаются самые плохие дети (грубые, вредные, капризные и т.д.). На самой последней, десятой ступеньке – самые лучшие (самые вежливые, воспитанные, добрые и т.д.). Чем лучше ребенок, тем выше ступенька, на которой он располагается. После того, как ребенок усвоил правила, попросите его поставить человечка или нарисовать себя на той ступеньке, где, по его мнению, должен стоять он сам. Теперь самое время подводить итоги:

  1. Самооценка вашего ребенка занижена, если он ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньки;
  2. Ваш ребенок обладает адекватной самооценкой, если фигурка, изображающая его, занимает 4-ю, 5-ю, 6-ю или 7-ю ступени;
  3. Ну а если он размещает себя на 8-й, 9-й или 10-й ступеньке, то его самооценка явно завышена.

Если тест показал, что у вашего ребенка адекватная самооценка – замечательно! Если же самооценка вашего ребенка неадекватна – сильно занижена или завышена, то не отчаивайтесь. Уровень самооценки можно корректировать. И чем младше ребенок, тем проще это сделать.

 

Советы родителям, желающим скорректировать самооценку ребенка

 

Помните, что каждая фраза, произнесенная вами в качестве оценки деятельности ребенка, всякая реакция на его успехи или промахи влияет на его отношение к себе, а значит, воздействует на формирование его самооценки. Таким образом, критически подходя к тем словам, которые вы высказываете в адрес своего малыша, вы можете влиять на самооценку ребенка, добиваясь того, чтобы она приближалась к адекватной.

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким он был вчера или будет завтра, т.е. сравнивайте его с самим собой.
  2. Не стоит перехваливать ребенка, но нужно непременно поощрять, если он этого заслужил. Если вы требуете от ребенка после игры убирать за собой игрушки, то незачем хвалить его всякий раз, когда он это делает. Но если он прибрал не только за собой, но и за младшим братишкой, то нельзя оставлять это незамеченным.
  3. Не ставьте себе целью решить за вашего ребенка все проблемы, но и не перегружайте его. Предложите ему помочь вам накрыть на стол, полить цветы или вытереть пыль на подоконнике. Он получит удовольствие от выполненной работы и заслуженную похвалу. Но не нужно заставлять его делать то, что в силу возраста ему пока не по силам.
  4. Помните, что вы являетесь для вашего ребенка образцом для подражания. Показывайте ему своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните две реакции: «Перчатки, которые связала мама, оказались меньше по размеру, чем она хотела. Ну, ничего, в следующий раз она наберет большее количество петель» / «Кошмар! Перчатки тебе малы! Больше никогда ничего вязать не возьмусь, лучше куплю в магазине!».
  5. Поощряйте в ребенке инициативу.
  6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

 

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддерживать у него адекватную самооценку.

 

«Копилка достижений»

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание. Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе.

 

Закончи предложение

Данная игра - хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок от мнений окружающих его друзей и взрослых и как это отразилось на его самоотношении.

«Возьмите мяч». Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

 

Что делать, если самооценка у ребенка занижена?«Звезда квартиры №…» (Номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть. Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи. В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Примечание. Если детей в вашей семье несколько, то конечно нужно создать такой же "звездный" стенд и для других. Использовать их нужно по очереди - "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ