Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Можно ли научить коммуникабельности?

Полезная информация

Можно ли научить коммуникабельности?

Автор: Михайлова Екатерина Юрьевна, Педагог-психолог

Развитие коммуникабельности является актуальной задачей как для педагогов и психологов, так и для родителей. Данной теме посвящено немало специальной и популярной психологической литературы, а также практических курсов и тренингов для детей, подростков, и взрослых. И это действительно важно – сделать так, чтобы общение было не досадной необходимостью или источником неприятных переживаний, а удовольствием, деятельностью, которая приносит радость.

Планируя решение какой-либо задачи – задачи развития коммуникативной компетентности в нашем случае - важно чётко представлять себе ответы на два главных вопроса: «что (развивать)?» и «как?».

Отвечая на первый вопрос, можно привести следующее определение общения – это «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга» (Андреева Г. «Социальная психология»).

В процессе общения можно выделить несколько этапов: осознание потребности в общении, выбор партнёра и установление контакта, интеракция (непосредственно взаимодействие) и выход из общения, или прощание. Изучив литературу, я пришла к выводу, что зачастую внимание уделяется лишь этапу интеракции, хотя важность остальных этапов также велика.

Во-первых, осознание потребности в общении – хочет или не хочет ребёнок общаться – от этого зависит эффективность всего дальнейшего процесса. Очень часто обращаются родители с тревогой по поводу «необщительности» ребёнка: «он не любит общаться», «мало общается» и т.п. А дело всё в том, что в обществе существует стереотип, согласно которому психологически здоровый ребёнок должен быть всегда бодр, весел, радостно общаться и играть. А ведь дети, равно как и взрослые, разные, у них разный темперамент и характер, а значит и потребность в общении у них различается. Главное в этом случае, показать, что, когда ребёнок захочет общаться, у него будет такая возможность.

Второй важный этап – это выбор партнёра для общения и установление контакта. С первой частью обычно проблем не возникает – дети знают, с кем хотят общаться и играть. В противном случае важно помочь ребёнку внимательнее присмотреться к окружающим и подумать, кто и чем ему интересен. Установление контакта может стать сложным, если ребёнок не уверен в себе, боится отказа. Причины этому могут быть разные, и, наряду с их возможным устранением, необходимо повышать у ребёнка осознание своей ценности, ценности своего внутреннего мира, своих особенностей. А это возможно, лишь принимая ребёнка, принимая его индивидуальность и поддерживая его переживания.

Непосредственно об этапе интеракции много говорить не будем – слишком уж обширна тема. На данном этапе актуальными становятся вопросы слушания (эмпатического), эмоционального самовыражения, а значит и невербального компонента общения, взаимодействия в конфликтной ситуации. Подробнее об этом можно прочитать в многочисленных литературных источниках.

И, наконец, выход из общения, или завершение контакта. Здесь важно иметь в виду тот факт, что общение, равно как и любая другая деятельность, имеет свои временные границы, то есть свои начало и конец. Иными словами, если интерес к взаимодействию угас, необходимо грамотно попрощаться и завершить контакт, чтобы партнёр не чувствовал себя брошенным, а значит, и уязвлённым.

Отвечая на второй вопрос: «как?», я пришла к той мысли, что общение – это живой процесс. Его, конечно, можно разбить на этапы, создать и проводить развивающие упражнения (чем педагоги и психологи и занимаются в ходе психологических тренингов), но, в целом, научиться общению можно только на материале общения. И здесь важна роль воспитателей и родителей, их пример. Проиллюстрирую несколькими случаями из практики. Первый произошёл во время посещения открытых занятий. В ходе выполнения психогимнастического этюда мальчик нечаянно стукнул девочку – незапланированная ситуация. Девочка заплакала. А ведущая лишь потрепала её по плечу, сказав: «Ну, тише, тише, ничего страшного… », - и продолжала упражнение (а оно, к слову, было посвящено развитию социальной компетентности). И здесь акцент занятия был смещён с живого взаимодействия на технику исполнения упражнения. А ведь эта ситуация сулила целый кладезь неоценимых уроков общения: и как выслушать, если у кого-то беда – человек расстроен; и как вести себя, если кто-то вдруг обидел; и как разрешить конфликтную ситуацию. Но, к сожалению, дальше это занятие превратилось лишь в демонстрацию памяти детей – того, как они могут продемонстрировать отрепетированные упражнения. Другой пример из опыта консультирования родителей. Проблема та же – «необщительность» ребёнка. На вопрос: «Как часто вы общаетесь со своими сверстниками?» родители отвечают, что они люди замкнутые и, к тому же, занятые, у них нет времени, сил и желания на встречи и общение.

Таким образом, здесь важно понимать, что научить детей мы можем только тому, что умеем сами. И не новым будет тот факт, что все изменения в поведении ребёнка нужно начинать с рефлексии (анализа) собственных поведенческих образцов, а затем и соответствующих изменений в них. И только потом, вдохновляя ребёнка собственным позитивным примером, помогать ему получать радость от общения.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ