Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Агрессия в поведении приемных детей

Полезная информация

Агрессия в поведении приемных детей

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

При воспитании приёмных детей семьи нередко сталкиваются с рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Первые из них появляются уже в период адаптации, то есть в течение 1-6 месяцев после приёма ребёнка в семью. Дети при этом подобны маятнику: то послушные-послушные, то самовольные и агрессивные.

Чаще всего родители, взявшие на воспитание ребёнка, обращаются с жалобами: «ребёнок ломает вещи, не слушается, спорит, дерётся, угрожает…», то есть проявляет агрессию и демонстрирует агрессивное поведение.

Именно данной проблеме посвящена эта статья.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Истерики, вспышки агрессии и раздражения бывают как у детей, выросших в обычной семье, так и у детей из детского дома. Все люди в той или иной мере агрессивны. Агрессивность – это своеобразная борьба за существование, и без этого человечество вряд ли выжило на планете.

Дело в границах, которые устанавливаются обществом и человеком, а также в том, чтобы «работал» внутренний контролёр неприкосновенности чужих границ. Часто принимающая семья сталкивается с тем, что ребёнок не имеет никаких представлений о личных границах (он не обращает внимания на то, что кто-то взял его вещь, ведь порой понятие собственности вообще отсутствует, так как в детском доме ВСЁ общее; он может не соблюдать границы при общении со сверстниками, спокойно забрать игрушки и не видеть в этом ничего особенного, ведь раньше можно было играть во что захочется, и у игрушки не было хозяина, да и некоторая одежда тоже была общей и принадлежала малышу только на время одной прогулки, а на следующую уже могла быть «собственностью» другого).

Родителям очень важно развивать то, что было упущено за период жизни ребёнка в интернате, необходимо научить ребёнка знать свои границы и соблюдать границы другого. Но кроме этого принимающие родители должны сами понять свои границы. Если ребёнок «вредничает», взрослому следует понять, что он таким образом исследует границы свободы своего поведения. Он хочет попытаться расширить их или подтвердить для себя невозможность этого. Ведь именно родители служат образцом для поведения ребёнка, и даже если ранее у него были другие образцы, он может изменить их, приняв существующие в семье.

Существует разная агрессия: которой не нужно бояться – это инструментальная агрессия, которая нужна для выживания человека, и та, которая деструктивна, которая становится враждебной и мешает человеку жить.

При нормативном развитии все дети, независимо от того, где они воспитываются, проходят периоды, когда учатся владеть собой, сдерживать гнев. В благополучном варианте ребёнок постепенно учится находить приемлемые для своего окружения способы отреагирования негативных эмоций и способы достижения желаемого.

Если родители принимают чувства ребёнка, но ставят рамки поведению, он приходит к выводу, что злиться – нормально, а крушить всё вокруг – нет. Он не боится своей злости, и она быстрее уходит.

Явная агрессия – это только вершина айсберга, за которой скрываются страхи, тревога, то, с чем ребёнок не может справиться. Столкнувшись с препятствием, дети из детских домов теряются, им нужно приложить больше усилий, чтобы справиться с проблемой самостоятельно. При этом дети склонны отрицать свою вину, обвиняя и упрекая другого.

Причина повышенной агрессивности и враждебности – лишение родительской любви, эмоционального тепла и материнской заботы.

Т. Склярова утверждает, что принимающим родителям «следует доискиваться до истинных причин, анализировать, в том числе, и своё взрослое поведение, и говорить с ребёнком, разъяснять, давать оценку действию, им сделанному, подчёркивая, что так никогда нельзя делать, ни сегодня, ни завтра. Никогда!».

Именно на самих принимающих родителях лежит ответственность за то, как быстро ребёнок поймёт, что агрессивное поведение допустимо не во всех случаях, ведь именно они одновременно являются и источником, и закрепителями социально одобряемого (т.е. неагрессивного) поведения.

Часто дети, принятые в семью, не могут обойтись без вспышек негативных эмоций, им нужно "вылить" всё, что у них накопилось. Агрессивное поведение нередко создаёт очень серьёзные трудности во взаимоотношениях с ребёнком. Важно, чтобы это не превратилось в стереотип поведения.

Следует помнить, что на всякий негативный момент найдётся свой позитив. Существует мнение, что «наличие агрессии часто свидетельствует о творческих способностях ребёнка, о его стремлении исследовать мир, искать новые пути решения проблем, изобретать и совершенствовать».

Часто сломанная игрушка может поведать о желании ребёнка понять, как она устроена внутри. Ребёнок может сломать вещь для того, чтобы переделать её по-своему, но, сломав, оказывается не в состоянии выполнить задуманное; окружающие же могут воспринять такое поведение как стремление «вредничать» и наказать его за это.

Но существует и истинно агрессивное поведение, о причинах возникновения и способах проявления которого лучше знать заранее.

Так, основные формы проявления агрессивности к сверстникам у воспитанников школ-интернатов – это соперничество и враждебность к окружающим. Их агрессия направлена как на детей, так и на взрослых. В последнем случае поводом для агрессивных проявлений может послужить неправильное общение педагога с детьми-сиротами, которое может привести к конфликтам. Такое отношение часто спровоцировано социально-негативной установкой общества и незнанием особенностей детей с психическим недоразвитием.

Неблагоприятное отношение со стороны педагога – серьёзная помеха для адаптации ребёнка к условиям детского дома, а также серьёзная опасность для возникновения агрессивности, враждебности, стойких отклонений в поведении.

Наиболее частым в данном случае является проявление физической агрессии по отношению к педагогу. Это проявляется:

  • в нападении на преподавателей с кулаками;
  • в кидании в учителей предметами;
  • в пререканиях и повышениях голоса при общении с ними;
  • в постоянном и демонстративном неподчинении и вызывающем поведении (ходьба по классу во время занятий; пускании самолётиков; задавании вопросов, несвязанных с темой урока; громкие замечания в адрес других учеников).

Цель данного способа поведения – возбудить к себе интерес и привлечь внимание других.

Выготский Л.С. писал: «Ребёнок может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде, в которой они находятся. Именно у таких детей агрессивность является извращённой компенсаторно-защитной реакцией».

Агрессивность – это протест против ограничения личной свободы ребёнка, когда доминирование взрослого превосходит допустимый порог, взрослый постоянно руководит, без конца отдаёт команды и т.д., тогда у ребёнка нет другого выхода, как защититься, иначе его личность будет терпеть ущерб.

Агрессия может быть и одним из способов управления (манипулирования) родителями и другими взрослыми. При этом дети могут кричать, визжать, бросаться на пол, биться ногами или головой об пол, крушить вещи и угрожать убежать из дома. Взрослых часто пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребёнку.

Агрессия может быть и следствием отсутствия достаточного набора моделей поведения для выражения разнообразных эмоциональных реакций. Поэтому, когда таких детей посещает гнев, они оказываются беспомощны, так как не имеют опыта благополучных семейных отношений, не имеют позитивных образцов поведения в сложных ситуациях, не имеют опыта правильных ограничений деструктивного поведения. От таких детей сложно требовать идеального воспитания и подчинения требованиям взрослых.

Агрессия является результатом потери базового чувства безопасности в окружающем мире, которое связано с отсутствием в раннем возрасте эмоционального общения с близким взрослым. При этом отсутствует или сильно ограниченно формирование устойчивых привязанностей. Люди, которые окружают ребёнка, ухаживают за ним, удовлетворяют физиологические потребности, не в состоянии восполнить дефицит материнского внимания и безусловной любви. Дети не испытывают при этом к ним какой-либо привязанности.

Стоит помнить, что каждый агрессивный ребёнок хочет, чтобы его близкие взрослые могли справиться с его гневом, приступами негативизма и агрессии. Ведь если родители могут защитить ребёнка от него самого, то они смогут защитить его и от всего остального в этой жизни, а это как раз то чувство безопасности, которого ему так недостаёт и которое необходимо любому для роста и развития.

Порой найти причину агрессивного поведения ребёнка не так-то легко. Быть может, она кроется в том, что действительность не совпала с ожиданиями принимающих родителей, с тем, что поведение «тихого и милого ребёнка» не всегда такое безобидное?!

Прежде всего, каждому из принимающих родителей, столкнувшихся с данной проблемой, необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Что Вас действительно раздражает в поведении ребёнка?
  2. Почему Вас раздражает поведение конкретного ребёнка?
  3. Какое поведение в Вашей семье считается приемлемым?

Прояснив причины недовольства и очертив круг приемлемых поведенческих реакций можно уже говорить об изменении поведенческого репертуара ребёнка.

Самым эффективным способом преодоления со вспышками раздражения у ребёнка является лишение его зрителя. Если родители остаются невозмутимыми, и на них эти сцены не производят никакого впечатления, то ребёнок вряд ли попытается повторить такое представление. Родителям, игнорирующим вспышку раздражения у ребёнка, не стоит упоминать о ней после того, как ребёнок успокоится, им следует разговаривать с ним как будто ничего не произошло.

Родителям необходимо налаживать понимание с ребёнком через увлечения, интересы, общие дела и доверительные беседы. При этом обязательно следует объяснять ребёнку, почему Вы запрещаете ему что-то делать (это опасно для жизни и здоровья, это нарушает представление о приличии и т.д.), обязательно проявляя при этом уважение к его личности и к его чувствам. Так как если родители пойдут по пути немотивированного запрета, то у ребёнка не сформируется система контроля, и он будет подавлять агрессию только из-за страха наказания в семье, а проявлять в полной мере в толпе, то есть там, где никто не узнает.

Нужно обучать детей снимать свою агрессию, раздражение и другие отрицательные эмоции приемлемыми способами. Полностью преодолеть её «домашними средствами» едва ли возможно, но ей можно управлять, придавать ей относительно безобидные и приемлемые формы. Например, физическую агрессию часто удаётся перевести в словесную, представляющую гораздо меньшую опасность для окружающих. «Некультурная» вербальная агрессия проявляется в грубости, хамстве, «окультуренная» - просто в том, что человек любит делать замечания окружающим.

Можно позволить ребёнку совершать безобидные разрушения: яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин – что в приступе агрессии ребенок может выполнять долго и с наслаждением.

При возникновении агрессивного импульса, направленного на партнёра по играм, необходимо переадресовывать агрессию ребёнка на преодоление внешних препятствий на пути к достижению общей цели.

Способом разрядки так же могут быть физическая нагрузка; игры, в которых есть элемент соревнования; игры, в которых допустимо выражать свою злость (можно развернуть шуточную войну подушками или газетными шариками).

 

Памятка для родителей:

Если ребёнок агрессивен…

  • любите и принимайте его таким, каков он есть, предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка (по возможности постарайтесь исключить их);
  • ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня о том, что ребёнок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать;
  • игнорируйте лёгкие проявления агрессии ребёнка, не фиксируйте на них внимания окружающих;
  • включайте агрессивные действия в контекст игры и придавайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл;
  • направляйте интерес ребёнка в другое русло;
  • включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом;
  • учите ребёнка правильному общению со сверстниками и взрослыми;
  • расширяйте кругозор ребёнка.

Помощники родителей при работе с агрессивностью ребёнка:

  1. Терпение.
  2. Объяснение. Принимающим родителям важно кратко и на доступном языке объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.
  3. Отвлечение. Ребёнку нужно постараться предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  4. Неторопливость. Лучше не спешить наказывать ребёнка, быть может, это была аффективная реакция, стоит подождать, пока поступок повторится.
  5. Награды. Если родители хвалят ребёнка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то это служит поводом для желания ещё раз услышать их похвалу.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ