Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Ещё раз о важности семьи для ребёнка

Полезная информация

Ещё раз о важности семьи для ребёнка

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

(М.Лангер) [6]

 

Семья – понятие, сложившееся веками

Семья. Сколько смысла заложено в это простое и знакомое с детства слово. Спроси ребёнка и услышишь, что «Семья – это когда у человека есть папа и мама, и братик, и сестрёнка, и бабушка, и дедушка»; «Семья – это мама и папа, бабушка и дедушка, очень много ребят: дочки и сыночки. Все любят друг друга и дружат»; «Семья – близкие люди», «Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен».

Родители, немного задумавшись, ответят по-другому. «Семья – это обитель, где мы можем быть теми, кто мы есть в истинном лице. Для созерцания этого богатства требуется большой труд и душевные силы»; «Семья – это гармония нашей защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках» [2].

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей [3].

Семья представляет собой древнее образование, признаки существования которого донесла до нас история сквозь сотни веков. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает её заново [1].

Семья – то место, где человека понимают и принимают таким, какой он есть. И совсем неважно, сколько он зарабатывает денег, вкусно ли готовит обед, приносит ли пятёрки из школы… Каждого любят за то, что он есть, такой единственный и неповторимый, со своими неудачами и успехами, проблемами и победами, но неизменно возвращающийся домой, туда, где его обязательно поддержат.

Семья как система, в которой важна роль каждого

Семья представляет собой слаженную систему, в которой у каждого человека есть определённое место и определённая функция. С появлением ребёнка в семье происходит изменение семейной структуры, изменяются функции и назначение отдельных составляющих, определяется место, которое будет занимать каждый член этой структуры. И это именно его место, а не чужое (которое было отобрано у кого-то из уже существующих в этой системе ранее). Согласно этапам развития семьи, выполняемые обязательства могут изменяться, но, ни в коем случае, один человек не может занять место другого. При этом вся система в целом начинает работать по-другому. Важно, чтобы жизнь семьи вмещала жизнь каждого. Лишь при соблюдении этого правила семья будет функционировать как система, она будет цельной и гармоничной.

Н. Аккерман пишет, что семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза (каждая система стремится сохранить своё положение, каким бы оно ни было) и закона развития (каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья).

Семейная система должна создаться и завершиться, так же, как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития [1].

Меняющийся образ жизни неизбежно ведёт к переменам в сущности семьи. В то же время несомненно, что семья переживёт любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова будет динамика отношений и система взаимодействий в семье с меняющимся социальным влиянием [1].

Трудно в настоящее время быть образцовой семьёй. Много сил и забот забирает работа, чтобы материально обеспечить семью, очень мало времени остаётся на тёплое общение, которое делает всех членов семьи ещё дружнее. Но, тем не менее, семья была, есть и остаётся тем местом, где закладываются основы характера подрастающего человека. И образцом в этом смысле может быть лишь гармоничная семья. Ведь, как писал А.Н. Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».

А значит, от того, что видят в своём окружении дети, зависит их дальнейшая жизнь, ведь они как зеркало с точностью до малейшего штриха копируют близких взрослых. Согласитесь, ведь все мы хотим, чтобы меньше детей на вопрос: «Что такое семья?» отвечали как этот малыш: «… это жизнь двух разных людей: мамы и папы»

Роль семьи в воспитании ребёнка

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Она занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Именно в семье он получает первые навыки восприятия действительности, складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости [4].

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм» - писал А.Н.Острогорский.

В семье становится реальностью индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно. Она в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида, благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое, внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

И совсем не имеет смысла сравнивать общение другого малыша с родителями и переносить их методы воспитания в свою семью, ведь только Вы знаете своего ребёнка, свои желания и особенности и знаете ту точку гармонии, которая необходима для Вашей семьи, чтобы полноценно функционировать. При этом не стоит забывать, что главная задача для родителей заключается не в том, чтобы обеспечить детей едой, научить украшаться одеждой, а в том, чтобы научить их осознавать свои чувства и чувства окружающих, привить им бережное отношение к человеческому общению и жизни в целом.

Да, в семье может не наблюдаться идеального порядка, хорошей мебели, дорогих бытовых приборов, но зато в ней есть место папкам с многочисленными рисунками детей, поделкам, выполненным своими руками, дневникам, в которые мама записывает историю детей с момента их рождения. В этой семье спокойно и с юмором разрешают конфликты, дружно берутся за домашние дела, любят животных и туристические походы с песнями под гитару. Здесь приоритет - не материальное преуспевание, а духовное развитие ребенка и выстраивание гармоничных взаимоотношений [5]. Разве не это идеальная семья?

Главное, о чём стоит помнить, это то, что «каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой» (А.С. Макаренко) [6].

Список использованной литературы

  1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. – СПб.: Питер, 2000. – 184 с.
  2. Будылина О.М., Черданцева Т.А. «Семья – главная ценность в жизни». // Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/538228/
  3. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы// Социологические исследования, 2004 - №5.
  4. Никульчева В.Ю. «Моя семья. Что в имени твоем?»// Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/571160/
  5. Осипова И.И., Захарова Ж.А. Замещающая семья
    http://www.pechory-school.psc.ru/russion/metod/smi/works/zam_sem.htm
  6. Цитаты о семье// Интернет публикация: http://scrapmania.moy.su/forum/28-275-1

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ