Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Особые дети в приемных семьях

Полезная информация

Особые дети в приемных семьях

Автор: Мазикас Нина Александровна, Методист

Особые дети – это дети со сложными нарушениями здоровья и развития, дети после серьезной эмоциональной травмы (насилия, смерти родителей и т.д.), с тяжелыми расстройствами поведения, дети из семей в кризисной ситуации, дети с опытом жизни в сиротском учреждении.

Семьи, которые собираются взять или уже взяли особого ребенка, сталкиваются с множеством трудностей, которые, порой, и не знакомы родителям обычных детей, а где неизвестность – там плодятся страхи и предрассудки. Чтобы преодолеть их, принимающим родителям нужно стать открытыми для информации, больше узнать об особых детях, ведь у них есть как базовые, типичные для всех потребности: физиологические, потребность в безопасности, заботе, любви, так и особые потребности. Это потребности в специальном уходе и лечении, учете особенностей здоровья и развития при социализации, компенсации недостатков развития, индивидуальном образовательном маршруте, сопровождении в течение всей жизни.

Родителям, которые планируют взять в семью особого ребенка, следует помнить, что они могут столкнуться с рядом проблем. И возникают эти проблемы не по вине ребенка, а в силу определенных сложившихся обстоятельств: отказ от ребенка его кровными родителями при рождении, либо проживание в неблагополучной семье, а затем изъятие и помещение ребенка в сиротское учреждение.

Причем, у детей, которые были изъяты из семьи, в отличие от отказников, имеется опыт формирования привязанности, им легче адаптироваться к жизни в замещающей семье, но при этом в их жизни имеет место травматическая ситуация: физическое, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами и т.д. Поэтому и у тех, и у других наблюдается мозаичность развития, которая проявляется в неравномерности развития высших психических функций.

С какими еще проблемами могут столкнуться принимающие родители особых детей?

  1. У ребенка-отказника имеет место ранняя материнская и эмоциональная депривация – лишение общения с матерью, отсутствие с ее стороны заботы и ласки. Это проявляется в нарушениях привязанности: дети либо не заинтересованы в контактах с членами новой семьи и другими людьми, либо тянутся ко всем, любую женщину могут назвать «мамой». Также они не умеют распознавать свои эмоции: не понимают, когда весело, когда грустно, могут заплакать на празднике или громко завизжать, потому что не знают, как по-другому можно выразить свои чувства. Особые дети не осознают физиологические потребности своего тела: плохо чувствуют холод, жару, боль и т.п. У них зачастую могут наблюдаться различные пищевые извращения, когда дети едят несъедобные предметы. Им не хватает тактильного контакта, и они стремятся получить его любым способом: "липнут", "виснут", демонстрируют "сексуализированное поведение" (прижимаются, целуют, приходят спать в постель к взрослым).
  2. У ребенка не было близкого взрослого, который давал бы ему персональное внимание и безусловное принятие, поэтому зачастую в замещающей семье у него могут сформироваться с родителями отношения по типу "воспитатель-воспитанник". Это проявляется в желании ребенка во всем следовать образцу и стараться, во что бы то ни стало, угодить взрослому. Также особые дети могут конкурировать со сверстниками за внимание взрослого.
  3. У ребенка не было возможности самостоятельно выбирать коллектив, в котором он проводил свое время, поэтому нередки случаи, когда ребёнок избегает контактов или, наоборот, играет со всеми подряд; отказывается от совместной деятельности со сверстниками (играет «рядом», а не «вместе»), часто возникают ситуации с проявлением агрессии.
  4. У особых детей с опытом жизни в интернатном учреждении отсутствует понятие личного пространства и личных вещей. В детском доме у них всё было общее: игрушки, книги, одежда. Для них просто не существует разделения на «своё» и «чужое». Они привыкли брать вещи без спроса, не считая, что это плохо, и этим они пугают принимающих родителей, которые уверены, что это воровство.

Как помочь особому ребенку и его будущим родителям стать крепкой и любящей семьей?

Самое главное – у родителей должно быть безусловное принятие такого ребенка со всеми его недостатками и сильными сторонами.

Вторым важным моментом является общая позиция и согласованность представлений и ожиданий по поводу принятия особого ребенка, реалистичная оценка его и своих возможностей. Семья должна быть готова постоянно сотрудничать со специалистами, обращаться к ним за помощью.

Третьим важным моментом является ориентация родителей не на свои ожидания, а на потребности ребенка. Недопустимыми являются жесткие, с трудом меняющиеся установки по отношению к ребенку, а также установки на быстрый положительный результат, «чудесное выздоровление».

Детский психолог Мария Викторовна Капилина, более 20 лет работающая с детьми-сиротами, дает следующие рекомендации замещающим родителям особых детей:

  • Как можно чаще проявляйте свои эмоции в отношениях с ребенком, называйте и обсуждайте их совместно, также можно обсудить эмоции героев сказок, книг, фильмов.
  • Играйте с ребенком в игры, включающие телесный контакт (например, дочки-матери).
  • Обращайте внимание ребенка на его физическое состояние в данный момент, спросите его, что нужно делать, если холодно, жарко, душно и т.п.
  • Уделяйте некоторое количество времени ребенку, не отрываясь на другие дела, каждый день (даже если это всего 15-20 минут – это важно для него).
  • У ребенка должна быть личная комната и личные вещи. Первое время ненавязчиво помогайте ребенку следить за неприкосновенностью этих вещей, помогайте организовывать пространство и содержать личные вещи в порядке. Не провоцируйте ребенка, не оставляйте на видных доступных местах ценные вещи.
  • Хвалите ребенка за любое проявление собственного мнения. Вместе с ним обсуждайте и готовьтесь к походу куда-либо, чаще занимайтесь совместной деятельностью.
  • Помогайте ребенку входить в коллектив сверстников: обсуждайте дома в доверительном разговоре как можно знакомиться, как предлагать игру, как играть вместе и т.п. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, не приводите ему в пример бойких и общительных ровесников. Не стыдите и не ругайте ребенка, если у него что-то не получается.

Особые дети во многом похожи на обычных, просто им в два раза сильнее нужна Ваша поддержка, забота и любовь!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ