Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Что мы любим делать вместе (о формах взаимодействия детей и родителей в приёмной семье)

Полезная информация

Что мы любим делать вместе (о формах взаимодействия детей и родителей в приёмной семье)

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. (Я.А.Коменский)

 

Повседневная жизнь приёмной семьи наполнена множеством неотложных дел. Часто принятие ребёнка в семью меняет её течение кардинально, зачастую, одному из родителей приходится уйти с работы, чтобы больше времени уделять новому члену семьи в период адаптации. И, тем не менее, в каждый из дней в жизни есть место для реализации совместной деятельности всех людей, живущих под одной крышей.

Какой будет эта деятельность, зависит от взрослых. При этом не стоит забывать, что ребёнок не привык к «эксклюзивному» общению, он привык делать, как все. Поэтому ему очень важно видеть пример взрослого, чтобы понять, чего от него хотят добиться [7].

Через совместную стабильную деятельность ребёнка и взрослого, где взрослый несёт ответственность за ребёнка, обеспечивает его безопасность, заостряет ситуации успешности ребёнка, отделяет поступок от личности ребёнка, идёт процесс построения доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.

Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приёмных детей ощущением пользы для себя и других, акцентировать ситуацию успеха ребёнка на ежедневном уровне делает воспитание приёмных детей эффективным [8].

Через разновозрастные и внутрисемейные отношения, через совместную деятельность, осуществляется связь времен, преемственность поколений, формируется уважительное отношение к прошлому, ориентация на настоящее, создание моделей развития [1].

Ребёнок входит в принимающую семью, знакомится с традициями, которые существовали в ней на протяжении нескольких поколений. Это очень интересное и полезное занятие. Кроме передачи знаний о родственниках и нормах поведения, принятых в данной семье, знакомство с генеалогическим древом даёт ребёнку возможность осознать своё место в жизни принимающих родителей. А так же позволяет обратить внимание на свои истоки, и в менее травмирующей ситуации проговорить всё мысли и чувства, которые возникают по отношению к кровным родственникам (всё зависит от ситуации).

При наличии стойкого интереса к поисковой деятельности ребёнка можно познакомить с понятием «жизненного сценария», с теми типами сценариев, которые прослеживаются в Вашей семье, обсудить, какой бы тип хотелось выбрать ему для себя. Кроме того, не стоит забывать, что в настоящее время есть специалисты, которые работают в направлении изменения заложенного жизненного сценария, и что очень многое зависит от самого человека и от его желаний.

Деятельность, которую ребёнок производит совместно с родителем, является зоной ближайшего развития. Нельзя научить ребёнка тем, что взрослый показал ему какое-то движение, нельзя научить его приказом исполнить это движение. Научить можно, только выполняя какое-то время действие совместно с ребёнком. То есть нельзя сказать: «Иди, побегай!» и ждать хороших результатов. Взрослый должен определённое время бегать вместе с ним. Если Вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, Вы должны вместе с ним читать, если хотите, чтобы он полюбил игру в шахматы, Вы должны с ним играть в шахматы. Эффективность учёбы низкая, если она не отработана на совместной деятельности со взрослым. Завтра ребёнок охотно будет сам делать только то, что сегодня делал с мамой (или с папой).

Результатом совместной активности является не только тот факт, научил ли его взрослый или не научил играть, бить или прыгать.

Первым результатом выступает знание или умение, которое ребёнок может освоить, - это самый очевидный результат. Отмечено, что этот результат при совместной активности с родителями несравненно выше, чем в любом другом варианте.

Второй результат заключается в тренировке общей способности «учить-ся», то есть «учить себя».

Третий результат – это эмоциональный след от занятий. После первых занятий с родителями у ребёнка на всю жизнь остаются удовлетворение или разочарование, уверенность в своих силах или неуверенность в них.

И четвёртый результат – это след на взаимоотношениях родителей и детей. Он выходит из детства и сопровождает человека на протяжении всёй жизни. Впечатления от взаимодействия могут либо добавиться в копилку взаимных недовольств, либо стать ещё одной общей ступенькой в лестнице дружбы. Показательным является сравнение значения совместной деятельности с обучением езде на велосипеде. Представьте, что сначала Вы бежите за ребёнком и держите его руль и седло. Потом постепенно отпускаете руль… седло... И какое-то время Вы просто продолжаете просто бежать рядом. А он едет сам. Но если Вы слишком долго будете бежать рядом, то это останется как пожизненный след [4].

Таким образом, можно говорить о том, что:

1. Совместная деятельность взрослых и детей выступает как основа установления взаимодействия, возможность обрести совместные смыслы, создать общность интересов, почувствовать доверие. Для освоения новых видов деятельности необходимо формировать стремление к субъектной позиции, что проявляется в таких качествах как активность, инициативность, целеустремленность, энергичность, открытость и др.

2. Освоение новых социальных пространств предполагает направленность на присвоение социальных ролей (ученик, сын, дочь, лидер, труженик, член детского совета и др.). Социальная роль помогает ребёнку идентифицировать себя, строить отношения с другими людьми; апеллировать к своим правам, понимать ответственность за дело; стремиться соответствовать требованиям со стороны социума, реализовывать свои потребности, изменять свои жизненные условия в социуме.

3. Отношения строятся на основе переживания своих потребностей при контакте с окружающей средой. Ведущую роль в освоении новых отношений имеют эмоциональные переживания, эмоциональная оценка объектов окружающего мира с точки зрения удовлетворения своих базовых потребностей. Именно с эмоционального переживания начинается построение отношений в любой сфере жизнедеятельности [1].

Примеров организации эффективного взаимодействия ребёнка и приёмных родителей может быть много:

- повседневные дела (приготовление пищи, уборка дома, полив цветов, уход за домашними животными и т.д.), которые позволяют приёмному ребёнку повысить самооценку, понять, что родители принимают его и доверяют ему;

- различные игры, вовлекающие всех членов семьи (некоторые из них будут описаны далее);

- игры, развивающие умение справляться с плохим настроением. Есть десятки способов, которыми владеет любой человек, чтобы справится с приступом уныния, он не выдумывает их из головы – это мама когда-то предлагала: «Что-то скучно – давай пойдём в кино (прогуляемся, испечём пирог) или «Ну, не расстраивайся так, смотри, что у меня есть (конфета, игрушка, забавный пустячок)». Задача подобных игр – развитие умения подбадривать и утешать самого себя [5];

- игры, развивающие психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как её расширить, какие новые задания к ней добавить, как её усовершенствовать. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых заданий и новых вариантов игры и самих детей. В некоторых играх такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее и приятнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребёнка;

- родителям необходимо совместно с детьми сочинять сказки, рассказы (освоение письменной речи), учить детей видеть в предметах и явлениях их разные стороны, выделять множество свойств. Для осознания приёма и прочного его усвоения ребёнок должен не только выделять свойства, сравнивая предметы друг с другом, но и называть их, записывать (развитие мыслительных процессов);

- полезно отыскивать причины тех или иных явлений: «Почему утка плавает, а курица нет?», разбирать пословицы и поговорки: «Как с гуся вода», «Не все то золото, что блестит», «Как об стенку горох», отгадывать загадки: «Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?». Такие вопросы побуждают ребёнка обращать внимание на хорошо знакомые предметы и явления, заставляют задумываться над такими их свойствами, которые раньше казались само собой разумеющимися [3];

- много нового в плане познания друг друга могут принести совместные чтения, просмотры телепередач и обсуждения интересных тем [9];

- игры для развития двигательных функций ребёнка. Цель – научить воспроизводить по образцу всевозможные рисунки и узоры, освоить вырезание по контуру фигур из бумаги, работу с конструктором и мозаикой и т.д. Графические упражнения, к которым относятся «Весёлые прописи», «Игры и занятия с клеточками», способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребёнка, помогают почувствовать границы фигуры. Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества [3];

- игры для развития творческого потенциала ребёнка. Можно сказать, что относительно работы с детьми понятие творчество понимается лишь в ограниченном смысле. Во внимание принимается не создание какого-либо нового предмета (согласно классическому определению), а преобразование уже имеющегося с внесением в него собственной индивидуальности ребёнка. И неважно, в чём это проявится: в исполнении песни, чтении стихотворения, вышивании по схеме, плетении из бисера, рисовании и т.д. Главное, что ребёнок сделал это по собственному желанию и привнёс в это частичку своего умения и своей души.

Изобразительная деятельность может выступать эффективным средством нормализации детско-родительских отношений в повседневной жизни. Можно всем вместе рисовать то, что случилось за день с каждым из членов семьи. Это будет закреплять у детей знания об окружающем мире, и способствовать гармонизации отношений. Кроме того, рисунок может стать элементом закрепления новых знаний. Например, после прогулки ребёнок и взрослый изображают то, что встретилось им интересного. Это может быть и конкретный объект (горка, машина, кошка, цветок), и абстрактное понятие, которое ребёнок изобразит по-своему (например, шум ветра, плеск воды, шорох осенних листьев). После этого можно придумать рассказ о том, что каждый нарисовал, объединить их в одну большую сказку или устроить выставку рисунков. И ни в коем случае взрослые не должны забывать, что малыш старался и заслуживает одобрения и похвалы.

Пусть ребенок сам не умеет играть на музыкальных инструментах, но он с успехом может передать всё эмоции посредством движения под музыку. Успокаивающая инструментальная мелодия поможет родителям отвлечься от суеты и сконцентрировать внимание на общении с детьми. Обсуждение музыкальных произведений поможет понять родителям особенности восприятия детей. Кроме того, чувства, появившиеся после прослушивания музыки, образы и представления могут стать основой для создания какой-либо картины. И использование данного приёма объединится с использованием изобразительной деятельности, что даст ещё больший эффект в установлении гармонии между детьми и родителями. Главными «героями» рисунков могут стать хрустальный звон, трель, мелодия флейты.

Не будет ошибкой, если сказать, что одним из наиболее любимых и доступных занятий родителей и детей является рукоделие. Первая задача, стоящая перед родителями, - научить ребенка видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. Это способствует дальнейшей социальной адаптации детей. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств, таких как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Творчество, индивидуальность художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца [2].

Для ребёнка создание вещей своими руками имеет огромный дополнительный смысл. Опыт показывает, что вещи ломаются чаще в руках тех детей, которые не имеют навыков в самостоятельном ручном творчестве. Тот же, кто что-то сделал сам, трепетно бережёт своё «сокровище» и аккуратно относится к результатам труда других. В нём начинает жить «пункт бережливости» и внимательное отношение к профессиональной деятельности взрослых [6].

Согласитесь, нет ничего трудного для родителей в том, чтобы смастерить вместе с ребёнком кораблик или машинку, сплести яркий браслетик, закладку, сшить одеяльце для любимой куклы. Всего и не перечислишь, ведь даже самая маленькая поделка, которую сделали все вместе, надолго остаётся в сознании ребёнка. Удовлетворение от созданного даёт ему право гордиться собой, быть как взрослые, и в то же время побуждает к новым «подвигам». Именно поэтому вслед за одной открыткой появляются ещё несколько совершенно таких же, ребёнок совершенствует свои умения, делая то, что у него получается. Не стоит забывать и о том, что игрушки создаются для детей, но детям на первых порах трудно обходиться без чьей-то помощи, работать самостоятельно. Ребёнку трудно осваивать мир, ему нужна помощь и забота самых близких на свете людей – родителей. Научить, подсказать и показать — задача старших. Поэтому лучше приниматься за дело всем вместе — это и легче, и интереснее. Совместный творческий труд принесёт радость и станет прекрасной формой семейного досуга, духовного общения.

Несколько упражнений, которые могут помочь Вам организовать совместную деятельность.

1. «Праздник приёма в семью»

Приход ребёнка в принимающую семью – это важное событие не только в его жизни, но и в жизни самой семьи. Ребёнку трудно принять те нормы и правила, которые устоялись за время существования семьи, которая приняла его к себе. И одновременно с этим происходит изменение семейной структуры, изменяются функции и назначение отдельных составляющих, определяется место, которое будет занимать каждый член семьи. И это именно его место, а не чужое (которое было отобрано у кого-то из уже существующих в этой системе ранее). При этом вся система в целом начинает работать по-другому.

Праздник приёма в семью помогает ребёнку почувствовать, что Вы ему рады, что ждали того момента, когда станете жить все вместе. Ведь если вспомнить традиции русских деревень, то самым торжественным и значимым был сбор всех членов семьи, дарующий им чувство единения, поддержки и защищённости.

Кроме того, если в семье уже есть дети, подобное мероприятие позволит снизить риск возникновения детской ревности, если Вы заранее позаботитесь о том, чтобы каждый член семьи получил подарок.

2. «Семейное древо»

Как уже было описано выше, это упражнение имеет несколько важных смыслов на этапе адаптации ребёнка в принимающей семье.

С маленьким ребёнком можно рисовать плакат-древо, наклеивать листочки с фотографиями родственников и в ненавязчивой форме рассказывать о их жизни. Было бы неплохо, если родители при этом больше внимания уделяли описанию личностных качеств членов семьи, а не только перечисляли их «взрослые» заслуги и достижения.

С ребёнком младшего школьного возраста или подростком можно смело начинать настоящую поисковую деятельность, он обязательно постарается оправдать доверие. Можно создать альбом, в котором помимо древа семьи будут и страницы с биографией каждого из членов принимающей семьи и, конечно же, страничка самого ребёнка и тех, кого он захочет внести в альбом. Кроме того, можно использовать современные технические возможности, например, смонтировать фильм о каком-то наиболее значимом члене семьи; как вариант может рассматриваться и поиск истоков через Интернет-ресурсы. При этом важно, что искать можно не только родственников принимающей семьи, но и родственников принимаемого ребёнка. Ведь жизнь в новой семье оставляет за ним право знать свои истинные корни. Но, бесспорно, особое внимание необходимо уделить моменту появления его в принимающей семье.

3. «Тайные письма»

Эту игру придумала для членов своей семьи одна очень хорошая патронатная воспитатель, мама двоих кровных и двоих приёмных детей, женщина эмоциональная и с творческим мышлением. Для того, чтобы сблизить себя и приёмных детей, и в тоже время кровных не отдалить, она придумала игру в так называемые тайные письма. Каждый ребёнок может написать ей личное послание, о котором никто не узнает, кроме неё и этого ребёнка [10].

Суть игры заключается в том, что писать нужно не обычной ручкой или карандашом, а молоком. После высыхания письма лист остаётся на первый взгляд чистым, но при нагревании его над пламенем свечи молоко темнеет, и текст становится видимым. Кроме того, данная игра является ещё и развивающей. Согласитесь, ведь молоко никак не нальёшь в обычный стержень, а значит, приходится ещё и обучаться перьевому письму, которое было почти забыто с приходом в нашу страну шариковых ручек. А моменты обучения – это тоже совместная деятельность, которая сближает всех участников игры.

4. «Дом Внимательного Отношения»

Это один из способов организации общения между всеми членами семьи, при котором выполняются все ранее оговоренные пожелания в отношении каждого. Так, сидя в общем кругу, каждый говорит о том, что хочет от окружающих в общении, приводит основание для этого, и все решают, будет это выполняться или нет. Так, папа может пожелать, чтобы к моменту его прихода с работы дома всегда был разогрет обед, а мама – побыть после работы полчаса наедине с собой, чтобы восстановить ресурсное состояние и выполнять домашние дела, ребёнок может пожелать самостоятельно выполнять домашние задания, без напоминаний и постоянного контроля – т.е. нести ответственность за своё образование или выгуливать собаку. Стоит отметить, что если решение принято, то никто не может его нарушать (за исключением опасных для жизни ситуаций). При этом каждый должен осознавать, что окружающие, так же как и он, нуждаются в понимании, внимании и поддержке. И ещё, что в любой момент можно обратиться за помощью.

5. Игра в «подушкомёт» и «бумажколёт»

Для проведения этой игры потребуются небольшие набивные подушки по количеству участников игры, ограниченное место для сражения, например, ковёр или покрывало, расстеленное по середине комнаты вдали от бьющихся предметов (вряд ли кому-то из участников будет приятно видеть черепки разбитой вазы или люстры, которую он случайно задел подушкой). Кроме того, необходимо заранее обговорить правила игры: какие удары можно наносить, что считается победой, в каких случаях игра может быть прервана и т.д. Итак, всё готово и можно начинать. Не забывайте, что это не настоящее сражение, и перед Вами сейчас Ваш малыш, а не какой-нибудь воин. Дайте ему шанс победить Вас в нелёгкой, но справедливой борьбе.

Зная особенности поведения ребёнка, каждый родитель сможет подобрать именно то, что позволит ребёнку воплотить в жизнь нереализованные за день потребности (в движении, в эмоциональных реакциях, и быть может даже в проявлении агрессии). Последнее особенно актуально для периода адаптации, ведь всё, что сейчас окружает ребёнка – вызывает у него опасения, и как результат – защитную реакцию. Если Вы заметили, что сил сдерживаться остаётся всё меньше, можно устроить борьбу при помощи подушек или стрельбу бумажными снежками, пенопластовыми кубиками и т.д. (главное, чтобы это было безопасно), то есть придать процессу освобождения от внутреннего напряжения игровой характер, что значительно отразится на самочувствии ребёнка. Согласитесь, «вести настоящий бой» подушками гораздо интереснее, чем грубо отвечать окружающим или устраивать истерики или драки, особенно, если победитель получит какое-либо подтверждение своего превосходства (это может быть и простая медалька из картона, и шуточный кубок победители, и просто чашка вкусного чая, который все участники игры пьют вместе на кухне).

Список использованной литературы

  1. Аникеев М. В. Семейный детский дом "Китеж"
  2. Волков И. П. Учим творчеству//Педагогический поиск. — М., 1987.
  3. Вьюгова Т.В. Важные вопросы развития и воспитания ребёнка в замещающей семье. Новосибирск: НУДО «Призвание». 2008
  4. Зоны ближайшего развития ребёнка // http://kidsport.narod.ru/zony.htm
  5. Капилина М.В., Петрановская Л.В. Чего боятся приёмные родители? http://www.pravmir.ru/article_3616.html
  6. Настольная книга приёмного родителя — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. — 128 с.: ил.
  7. Никитина А. Первый месяц дома: адаптация приемного ребёнка
  8. Особенности семейного воспитания приёмного ребёнка
  9. Приёмные и родные дети // "Детский Дом". – 2007, № 4
  10. Смирнова Н. Трудное счастье усыновления, 1. О страхах.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ