Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Школа принимающих родителей – подарим тепло и уют осиротевшему ребенку

Полезная информация

Школа принимающих родителей – подарим тепло и уют осиротевшему ребенку

Автор: Верещагина Е.В., Педагог-психолог

В нашей стране уже довольно продолжительное время остается актуальной проблема сиротства. Нижегородская область – не исключение. По состоянию на 01.01.2012г. в Нижегородской области 2417 детей-сирот воспитываются в специальных учреждениях, таких как детские дома, дома ребенка, школы-интернаты. И хотя с 2009 года наблюдается рост семей, которые взяли на воспитание ребенка-сироту, каждый десятый усыновленный ребенок возвращается в детский дом. Так, по данным министерства социальной политики, за 2011 году устроено в семьи 1636 детей. В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 2635 детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи граждан. Из них 1174 (44,6%) – это дети-инвалиды, 1997 (75,8%) – дети старше 10 лет.

В нашем городе за 2011 год 9 человек взяли несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Но за тот же 2011 год 5 детей были возвращены из семей и направлены в детские дома. И за каждым возвратом – большая трагедия семьи и еще большая трагедия ребенка. Ребенок второй раз получает подтверждение, что никому не нужен на этом свете и никто не может его полюбить, он возвращается в детский дом с расстроенными нервами и еще более искалеченной душой. Родитель, пройдя через большие мучения, потратив много сил, но, не справившись с проблемами, чувствует себя неуспешным, страдает его самооценка, возникает депрессивное состояние, потеря смысла жизни, родитель лишается навсегда возможности воспитывать ребенка; ему уже не доверят ни одного ребенка.

Согласно статистическим данным, предоставленным московскими учеными, в 50% случаев возвращают детей, которые прожили в семье свыше 5 лет. Специалисты, которые изучали данные семьи, связывают причины возвратов по большей части с неподготовленностью замещающих родителей к воспитанию сироты (75 %), а также с возможностями самого ребенка (с его особенностями) и с недостаточно терпимым отношением общества к семьям, которые берут таких детей на воспитание (по 25%). Сами дети объясняют причины своего возвращения так:

  • В семье было скучно – 65%
  • Им было не до меня - 17,5 %
  • Слишком много было конфликтов - 17,5 %

Но в то же время:

  • 53,8 % - жалеют в последствие о возвращении и часто вспоминают о жизни в семье;
  • 46,2 % - хотели бы вернуться в семью снова;
  • 15,4 % - хотели бы жить в другой семье.

Плачевные последствия воспитания в российских детских домах демонстрируются следующей статистикой:

  • 40% сирот впоследствии становятся алкоголиками и наркоманами,
  • 10% кончают жизнь самоубийством,
  • 40% совершают преступления

Т.е. только 10% выпускников социализируются в обществе.

На сегодняшний день модель интернатного воспитания детей-сирот, бывшая традиционной для России, признана неадекватной потребностям развития ребенка. Воспитание в государственном учреждении не может удовлетворить главнейшую потребность ребенка – потребность в родительском тепле и заботе. Поэтому дети-выпускники детских домов часто отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, проблемы социализации в обществе, сами становятся неуспешными родителями, возникает "вторичная волна" социального сиротства.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Поэтому в России в целом, и в Нижегородской области ведется работа по семейному жизнеустройству детей, развиваются различные формы приема ребенка в семью.

В целях разрешения подобных проблем и для обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье в Нижегородской области была создана региональная программа «Под защитой семьи» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2009 года № 480).

Одним из направлений реализации данной программы является создание Служб сопровождения семьи и ребенка, которые могли бы заниматься подготовкой потенциальных замещающих родителей и сопровождать семьи на разных этапах принятия ребенка в семью, оказывая им необходимую помощь. Такая Служба создана в Сарове осенью 2009 года в ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям».

Специалисты службы оказывают семьям, принявшим детей на воспитание, различные услуги: педагогические, психологические, юридические, медицинские, а также осуществляют подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или приемными родителями. В рамках службы функционирует школа принимающих родителей, обучение в которой могут пройти совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Опыт регионов, в которых практиковалось проведение Школ, деятельность Служб сопровождения показывает, что проведение подготовительных занятий с семь­ями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на ре­зультатах: уменьшается число неудачных попыток образования приемной се­мьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Потенциальные родители, прошедшие подготовку, лучше понимают причины поведения ребенка, лучше осознают собственную готовность к созданию замещающей семьи, их решение взять ребенка более взвешенно, осознанно, они менее тревожны и более уверенны в своих силах.

Статистика московских ученых:

  • Если семья не прошла подготовки к приему ребенка, не включена в систему сопровождения, то адаптация ребенка друг к другу длится около 5 лет (1-е 3 года – у ребенка часто возникает чувство отчужденности, ощущение себя «плохим» по сравнению с другими членами семьи).
  • Если семья прошла подготовку, включена в систему сопровождения, период адаптации длится - 1,5 - 2 года.

И вот уже 17 сентября Школа принимающих родителей в ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» вновь открывает свои двери. Обучаться в этой школе имеют право не только те, кто хотят стать приемными родителями, но и те, кто планирует усыновить ребенка или взять его под опеку или на патронатное воспитание. Потому что дети, которые попадают под усыновление, опеку или в приемную семью, - это «особые» дети со своей, часто очень непростой историей. Зачастую родители, просто теряются, столкнувшись с определенными проблемами. Часто, беря ребенка, не рассчитывают свои силы. Они стесняются обращаться к кому-то за помощью, да зачастую просто и не знают, куда обращаться в кризисных ситуациях.

Поэтому в идеале обучение в школе должно начинаться на этапе, когда семья только задумывается о принятии ребенка. Пройдя обучение, люди могут либо утвердиться в своем решении и начать собирать соответствующие документы, либо отложить решение брать ребенка, либо отказаться от этой идеи совсем. Причем все варианты рассматриваются как положительный результат работы школы, потому что главное – это не факт приема ребенка, а осознанность решения потенциальными родителями, а любое решение заслуживает уважения.

 

Напоминаем, что с 1 сентября вступает в силу Федеральный закон №351-ФЗ от 30.11.2011г, согласно которому подготовка лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей в семью на воспитание, является обязательной.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ