Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Приемный ребенок в раннем возрасте

Полезная информация

Приемный ребенок в раннем возрасте

Автор: Короткова Александра Владимировна, Методист

Дети, попадающие из учреждений в замещающие семьи, находились в различных жизненных ситуациях. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В этом случае влияние на их воспитание оказывали только воспитатели и педагоги детских учреждений, а еще дети, такие же воспитанники государственной системы. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и, опосредованно, пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние социально неблагополучная семья, хотя они и не живут в ней.

Каждая из перечисленных выше ситуаций по-разному влияет на развитие и воспитание приемного ребенка.

Если ребенок живет в семье, развитие происходит по одному пути

К началу раннего возраста (от 1 до 3 лет) ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, так как нуждается в его практической помощи, оценке, контроле и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

  • предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
  • активная речь;
  • произвольное поведение;
  • формирование потребности в общении со сверстниками;
  • начало символической игры;
  • самосознание и самостоятельность.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство. Оно, это единство, вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

  • внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);
  • стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);
  • появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Симптомы кризиса трех лет:

  • негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать наоборот);
  • упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);
  • строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);
  • своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис.

Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя.

С этих пор он начинает называть себя не в третьем лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.
Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

  • стремление к достижению результата своей деятельности;
  • желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;
  • обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.

Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.

Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Теперь рассмотрим особенности развития ребенка из детского дома

Для детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, характерны «ватные позы» и так называемые тупиковые движения – раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Отсутствие двигательной активности выражается в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении поручения, перемещается из конца в конец, хватается за различные предметы, отпускает их – движения нескоординированы, беспорядочны.

В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми. Но жизнь детей в закрытом детском учреждении, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого (его «командам») требует от них понимания речи. Оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между возникновением понимания речи и моментом активного овладения ею.

Одним из значимых показателей развития ребенка раннего возраста является сфера общения. У детей, находящихся в условиях депривации, отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении со взрослым и сверстником. При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, т.е. они избегают эмоционального контакта. Имеется и другой тип реагирования – «прилипчивость» к новому лицу. При появлении нового человека они «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро их интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

 

Если вы берете ребенка от 1 года до 3-х лет

Положительный потенциал:

  • дети быстро забывают о своем прежнем окружении;
  • видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребенка, а также заменить патологии развития;
  • ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
  • ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная, много положительных эмоций;
  • ребенок подвижен, интересуется окружающим.

Возможные трудности:

  • если ребенок с рождения воспитывался в условиях интернатного учреждения, у него возможны нарушения эмоциональных привязанностей, которые требуют особых подходов в воспитании;
  • если ребенок рос в неблагополучной семье, у него могут проявляться различные поведенческие нарушения, возможны последствия травматического опыта пренебрежения его потребностями и даже насилия;
  • нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все это время занимает подвижный и любознательный малыш;
  • ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям.

Рекомендации для приемных родителей

  • Обратиться к специалистам, которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.
  • Создавать дома «развивающую среду», много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязательному».

Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка, как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект». Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

  • Не сравнивать с другими. Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивайте его только с ним самим, вчерашним: раньше не умел, а теперь получилось!
  • Терпеливо ждать. Получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. А что невозможно – того все равно не добьетесь, только измучаете себя и ребенка.
  • Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!
  • Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
  • Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости – наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».
  • Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха!

Список литературы:

  1. Шульга,Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие/Т.И.Шульга.-2-е изд.,стереотип.-М.:-Дрофа,2007.-254 с.22
  2. Сайт: http://spbdety.ru/publications/osobennostej-razvitiya-detej-v-zakrytyh-detskih-uc/ название статьи (Особенностей развития детей в закрытых детских учреждениях и возможные условия их успешной социализации).
  3. Методическое пособие для замещающих родителей («Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья») – Уфа: 2010. – 140 с.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ