Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Нормальный, гениальный ребенок ...

Полезная информация

Нормальный, гениальный ребенок ...

Автор: Соболева Е.В., Педагог

«У меня совершенно необычный ребенок. Поверьте, я не преувеличиваю. Юрику сейчас шесть лет, а он умеет бегло читать, быстро считает в пределах тысячи, знает почти все государства мира, быстро без запинки может назвать выдающихся государственных деятелей в стране и за рубежом. Прочитает стихотворение и немедленно его запоминает. Меня это очень беспокоит.

 

- Что же именно? Большие способности?

 

- Нет, что вы! Я думаю, что ему будет нечего делать в первом классе. Нельзя ли ребенка сразу же поместить во второй класс? Ведь он будет скучать в первом классе, обгонит сверстников. Зачем же терять целый год?»…

 

Многим матерям свойственно переоценивать возможности своих детей. Это идет, разумеется, не от тщеславия, не от каких-то дурных свойств родительской души... Это естественное проявление родительских чувств идет от чудесного стремления видеть в своем ребенке самое лучшее, самое многообещающее. Но недаром бытует афоризм: «Наши недостатки - продолжение наших добродетелей». Опасения матери обоснованы. Мы знаем много случаев, когда хорошо развитым детям скучно сидеть в первом классе. Они добиваются таких больших успехов, что теряют интерес в дальнейшей учебе, привыкают к похвале и постепенно утрачивают многое из того багажа, который накопили в дошкольные годы. Такие школьники могут разочароваться в учебе.

Не всегда благо, если ребенок приходит в первый класс, умея не только читать и считать, но и писать. Нередко его приходится заново переучивать, потому что усвоенные навыки не вполне соответствуют тому, что требуется в школе. И все-таки такая подготовка к школе, когда ребенок уже много знает, умеет, создает благоприятные условия для его дальнейшего развития, в том числе и для нравственного.

Важно при этом учесть одно обстоятельство. Современные программы начальных классов настолько сложны, что справиться с ними без помощи старших может далеко не всякий ребенок. Умение бегло читать, быстро считать помогает первокласснику лишь в том случае, если он еще приучен к терпеливой, настойчивой работе, если у него воспитано (хотя бы элементарно) чувство ответственности, умение заставить себя делать не только то, что приятно, что интересно, но и что нужно.

Через полгода мама «одаренного ребенка» позвонила снова. Разговор теперь шел в менее восторженных тонах: «Юрик учится хорошо, но очень рассеян. При списывании делает много ошибок. С математикой тоже не все благополучно ... » Последний разговор в конце учебного года: «Мне кажется, что у Юрика слишком строгая учительница. Она просто изводит его тройками. Вы знаете, ему не хочется идти в школу». Из разговора с учительницей: «Мальчик способный, но ленивый, развитый, но ко всему относится очень поверхностно. Не желает трудиться систематически ... »

Такой финал вполне закономерен. Опасность для нравственного развития Юрика заключена не в том, что он оказался психологически слабо подготовлен к школьному обучению, а в том, что его неудачи были отнесены за счет необъективности других. С этих позиций рукой подать до отрицания собственных недостатков, подозрительного отношения к окружающим. Беда многих дошкольников в том, что они не овладели минимумом знаний и умений, которые облегчают вхождение в новую, школьную жизнь. Но неприятности для них возникают не в связи с этим. Читать, писать и еще многому другому их научат. Важно, как эти дети отнесутся к своим первым неудачам, как они сумеют их преодолеть. 3десь многое будет зависеть от их отношения к делу, от способности правильно реагировать на успехи и неудачи.

Потеря веры в свои силы, боязнь учительницы, насмешки товарищей способны отравить существование ребенка с первых же дней его школьной жизни и привести, в конечном итоге, к нежеланию придерживаться норм и правил поведения классного коллектива. Чрезмерная забота родителей о том, чтобы насытить память ребенка массой самых разнообразных знаний, точно так же, как и недостаточное внимание к интеллектуальному развитию дошкольника, одинаково опасна, если не учитываются его нравственные, эмоционально-волевые качества.

В конечном итоге не сумма знаний, полученных ребенком до школы, определяет его нравственное развитие, а способность ребенка самостоятельно добывать эти звания и готовность преодолевать возникающие препятствия на тернистом учебном пути ...

 

По материалам книги А.С.Белкина «Знаете ли вы своего ребенка?»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ